Перестаньте выполнять чужую работу

Перестаньте выполнять чужую работу

Пока одни коллеги борются с ленью, другие перекладывают обязанности на безотказных. Если вы ответственный и эмпатичный сотрудник, от вас не отстанут. Но есть несколько лайфхаков.

Кому обычно сваливают задачи

✍🏼
«Хорошим девочкам и мальчикам»

В детстве им говорили, что надо всем помогать, чтобы нравиться людям, поведение сохранилось и во взрослой жизни, в деловых вопросах. А нужно ли нравиться действительно всем? Есть разница между помощью и чужой работой.

✍🏼
Новеньким

Дедовщину никто не отменял. Если коллега не хочет работать и перекладывает задачи на вас под предлогом «боевого крещения», уточните, в каких документах и правилах адаптации сотрудника есть такой «вводный курс».

✍🏼
Пугливым

Наглые коллеги любят играть на том, что кто-то боится увольнения. Дежурные фразы: «хочешь остаться, доказывай свою ценность», «с тебя не убудет», «сложно помочь что ли».

✍🏼
Стремящимся к совершенству

Если коллега плохо работает, а вы знаете, как выполнить его задачи на отлично, придержите перфекционизм, направьте его на полезные для себя дела.

Как поднять профессиональную самооценку?
Статья для тех, кто страдает от мыслей: «Я недостоин этой работы, меня уволят», «Я плохой специалист, ничего толком не знаю и не умею», «Коллеги такие умницы и молодцы, а я…».

✍🏼
Неконфликтным

Им проще что-то сделать, чем обсуждать или ссориться.

Часто ошибку допускают те, кто только пришёл на работу и хочет всем понравиться. Сочувствие, эмпатия и проявление доброты — это прекрасные качества, но не когда ими злоупотребляют окружающие. Не стоит забывать про себя, свои потребности, желания и цели, здоровый эгоизм ещё никому не помешал, — подытоживает PR-менеджер IW Group Юлия Шор.

Что делать, если коллега садится на шею

⭐️ Дайте себе время подумать

Возможно, ваш первый порыв — выполнить задачу вместо коллеги. Возьмите паузу. Скажите, что ответите в конце рабочего дня или утром на следующий день. Эмоции уйдут, а вы примете рациональное решение.

⭐️ Распечатайте должностные инструкции

Печатная версия документа не позволит забыть, что вас не обязывали выполнять чужую работу. Это придаст уверенности в действиях при отказе делать что-то за коллег, начальника.

Должностные инструкции: нужны или нет
Должностные инструкции — это «рецепт» для работы, в котором есть конкретика. Как работодателю правильно составлять должностные инструкции?

⭐️ Составьте список своих задач и сроки

Иногда сотрудник выполняет чужую работу, так как лучше разбирается в ней или боится показаться недружелюбным.

Обычно у таких работников много незавершённых дел, они вечно в мыле и не справляются со своими задачами в срок, рассказывает управляющая «Школы бизнеса Владимира Турова» Юлия Леонова.

⭐️ Объясните, но не делайте

Если понятная вам задача входит в круг обязанностей коллеги, объясните, как её выполнять, запишите инструкцию, чтобы избежать вопросов в будущем. Потратьте на обучение время один раз, а не работайте за кого-то регулярно.

Например: Коллега не понимает, как пользоваться новой CRM-системой. Запишите ему скринкаст со своего компьютера. По видео будет понятно, что делаете на экране, а после ваших объяснений голосом отпадут другие вопросы по особенностям программы. Человек сможет пересматривать ролик и не станет тревожить вас каждый день.

⭐️ Переверните всё в свою пользу

Предложите обмен: вы делаете задачу коллеги, а он вашу. Едва ли договоритесь.

Спокойно скажите коллеге: «Извини, сам(а) загружен(а), если поможешь разгрести мой завал, то без проблем помогу с твоей задачей», — подсказывает Юлия Шор.

⭐️ Согласуйте с руководителем

Ваш руководитель знает, что вы постоянно отвлекаетесь на посторонние задачи?

Можно сказать коллеге: «Я не против помочь, только сообщу руководителю, что сейчас буду занят с твоим заданием, чтобы не возникло проблем». Или: «Я не против тебе помочь, только обратись, пожалуйста, через моего руководителя, так как я недавно получила задание от него», — учит хитростям Юлия Леонова.

Не жалуйтесь боссу, не используйте фразы: «Я работаю больше, так как выполняю чужую работу, а Иван Андреевич работает мало, но получает столько же, это несправедливо». Это неконструктивный разговор. Лучше скажите, что у вас есть список обязанностей, и новые никто не обговаривал.

⭐️ Пообщайтесь с коллегой

Может оказаться, что наглые коллеги на работе — неуверенные в себе личности, люди с какими-то проблемами.

Возможно, у человека, который вечно на вас перекладывает свои дела, неприятности в семье. Подумайте, как лучше поступить: помочь с работой, предложить взять отпуск или больничный, отправить пообщаться с эйчаром или корпоративным психологом, если такой есть. Если причина в неуверенности, напомните коллеге, что его взяли на работу и не уволили после испытательного срока, значит, уверены, что он справится со своими задачами сам.

⭐️ Извлеките урок и найдите для себя выгоду

Если вы успели набрать чужих задач, не корите себя, а найдите плюсы, как это сделала Юлия Шор:

Я помогала менее опытной коллеге и не успела закрыть свою задачу, пришлось работать сверхурочно. Но я освоила новые навыки и побывала в роли учителя, справилась с синдром самозванца и поняла, что могу делиться опытом, а это дорогого стоит.

А когда всё же можно?

Отпуск, болезнь или другие ситуации, когда коллега физически не может закрыть задачу — время забыть о том, что написано выше, и взять работу на себя. Но с условием: договоритесь с руководством, что переработки и подмену специалиста вам оплатят.

А напоследок мы рекомендуем вам посмотреть или послушать 19-минутный ролик по книге Криса Бэйли «Гиперфокус. Как научится делать больше тратя меньше времени». Там вы найдёте способы концентрироваться на важных задачах, не допустить выгорания и распределять время на работу и отдых.


Вы часто выполняете работу за своих коллег?

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0