«Переоцениваю себя и не готов к риску»: когнитивные искажения в работе. Часть 2

«Переоцениваю себя и не готов к риску»: когнитивные искажения в работе. Часть 2

Что объединяет босса, который боится делегировать, и его подчиненного, который сходу берется за незнакомый проект? Оба чересчур уверены в себе 🙂

Это наш второй материал о когнитивных искажениях — первая статья была про чрезмерную зацикленность на успехе. Теперь поговорим об искажениях, которые когнитивная наука выделяет в группу «Переоценка своих возможностей».

Эффект сверхуверенности

Здесь все просто и сложно одновременно. Сверхуверенный человек неадекватно оценивает свои силы, «рвется в бой», не сомневаясь в успехе. На работе это проявляется так: сотрудник берет на себя сложные задачи, которыми раньше не занимался с уверенностью, что особых сложностей не возникнет.

С одной стороны, вера в себя — это хорошо, она помогает достигать целей. Но из-за сверхуверенности работников компания может понести финансовые и репутационные потери, а сотрудник — утратить доверие руководства и шанс заниматься рискованными проектами далее. Бывают и более серьезные последствия. Так, однажды дизайнер потеряла работу, взвалив на себя слишком много проектов. Переоценка собственных сил случается в бизнес-среде довольно часто.

Мы регулярно проводим опросы среди сотрудников и узнаем про интерес к текущим задачам, желание расти. Например, из мартовского анкетирования выявили, что 80% сотрудников видят в себе потенциал стать руководителем или курировать индивидуальный проект. При этом лишь 25% из их них готовы побыть спикерами и провести семинар для коллег, хотя наставничество — одна из функций руководителя, — поделилась Анастасия Курникова, HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner.

Другая крайность — заниженная самооценка и неуверенность в себе. Это сковывающее ощущение, которое не дает специалисту браться за новое, развиваться. Найти баланс между уверенностью и сомнением трудно — четкой грани здесь просто нет. Иногда вообще невозможно оценить сложность задачи, пока не попробуешь ее решить. 

Я только рада тому, что сотрудники берут инициативу в свои руки, бросаются в бой, даже если они при этом переоценивают свои силы. Факт переоценки иногда открывается, лишь в кризис: проекты не готовы, задачи не выполнены. В этом случае смотрю назад и вижу — человек избегал смотреть правде в глаза, делал вид, даже неосознанно, что все в порядке, он справляется. Чаще всего выясняется, что сотрудник просто выгорел, впал в депрессию, работа его сломала. Предсказать практически невозможно.

Но бывает, что сотрудник пытается заявить о себе осознанно, позволяет критику в адрес более опытных коллег и даже руководства. Настаивает, что его идея приведет к успеху. В действительности же у него нет необходимого опыта, качеств и знаний в той области, в которой он собирается себя проявить. Особенно это касается молодых специалистов, — считает Татьяна Федорова, директор ООО ИКЦ «АРИНА».

Психолог и руководитель службы сопровождения студентов Международного института психологии и психотерапии Татьяна Солодуха дает несколько советов, как нащупать границу между самоуверенностью и здоровым сомнением:

  1. Не стесняться быть в роли ученика. Допустить мысль, что вы можете многое не знать и не быть идеальным в чем-либо.
  2. Брать время, чтобы объективно оценить сложность задачи. Тут поможет техника «Раздели слона и съешь по частям». Дробление большой задачи на множество маленьких с понятным планом выполнения каждой поможет избежать ошибок «по невнимательности».
  3. Обращаться за помощью и обратной связью. Особенно если решаете какую-то задачу впервые. Понимание своих ограничений и чужой опыт помогут вам развить личные и профессиональные качества.

Иллюзия контроля

Люди склонны переоценивать свое влияние на мир и события, которые их окружают. Некоторые уверены, что могут контролировать вообще все в своей жизни, другие просто завышают свои способности.

Человека, склонного к этому когнитивному искажению, можно заметить по напряженному телу, высокому уровню тревожности и потребности контролировать все происходящие вокруг него процессы. Это убежденность человека, что он может влиять на все (на самом деле, конечно, не может), — отмечает Татьяна Солодуха.

Термин иллюзии контроля в 1975 ввела Эллен Лангер — американский профессор психологии. Исследователь отмечала, что на исход любого события могут повлиять два фактора: навыки и случай. Люди, захваченные иллюзией контроля, верят, что могут контролировать оба фактора. 

Лангер провела ряд экспериментов. В одном из них участникам выдавали лотерейные билеты, при этом одна группа могла выбрать билет, а другой билеты давали организаторы на свое усмотрение. Выяснилось, что у участников первой группы вера в успех была значительно выше. Тот факт, что они сами выбрали билет, давал им уверенности, хотя объективно шансы на победу были у всех одинаковые.

Иллюзия контроля может стать причиной повышенной тревожности. Пытаясь все «держать в узде», человек все время беспокоится, когда хоть что-то идет не так, и становится нервным. Любая неожиданность может выбить его из колеи. Руководителям иллюзия контроля может «аукнуться» потерей доверия, неспособностью делегировать и микроменджментом.

«Лекарство» от этого искажения только одно — в меру ослабить контроль, позволить неожиданностям случаться. Полностью исключить форс-мажоры все равно не получится, зато справляться с ними будет гораздо легче.

Предпочтение нулевого риска

Искажение тоже связано с контролем — человек верит, что может полностью исключить риск из своей жизни и изо всех сил стремится к такому исходу. При этом он часто не видит картину целиком и, исключая один риск, берет на себя другой, более серьезный. Так, исследования показывают, что многие люди больше боятся медицинского вмешательства, чем последствий болезней, в том числе и смертельных.

Стремящиеся исключить риск часто упускают и карьерные возможности. Например, не решаются поменять работу или профессию, даже если нынешняя уже давно надоела. При этом такие люди не учитывают риск подорвать психическое и физическое здоровье и отношения с близкими, оставаясь на нелюбимой работе. Им гораздо труднее принимать решения, поскольку любое из них по определению несет риск.

Люди с предпочтением нулевого риска склонны выбирать стратегию, фокусируясь только на риске. Они выбирают минимальный, не беря в расчет, что и выгода при этом будет минимальной. Люди с таким когнитивным искажением живут по принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе» и часто упускают возможности. Стремление к стабильности нормально само по себе — проблемы начинаются, когда самого человека это беспокоит. Тогда стоит научиться фокусироваться не только на рисках, но и на возможностях. Продумывать более детальный план по реализации своих задач, чтобы чувствовать себя увереннее и стабильнее, пока что-то меняете в своей жизни, — говорит Татьяна Солодуха.

Провести четкую границу между «разумным» и «неразумным» риском тоже нельзя. Но можно оценить степень риска, ответив на вопросы:

  • Что я потеряю, в случае неудачи, что получу при успехе?
  • Смогу ли я справиться с последствиями неудачи? 
  • Можно ли будет «откатить» все назад?

Эффект Даннинга — Крюгера

Обычно это явление описывают очень упрощенно: чем менее компетентен человек, тем выше его мнение о собственной компетентности. На деле эффект Даннинга — Крюгера выглядит чуть сложнее, его отлично описывает следующая схема:

Специалист под эффектом Даннинга — Крюгера проходит через несколько стадий:

  1. Будучи совсем новичком, признает, что у него нет никаких знаний в том, что он собрался изучать.
  2. Получив базовые знания, начинает мнить себя гуру. Это и есть «пик глупости».
  3. Копнув чуть глубже, он отдает себе отчет, что ему еще учиться и учиться, и начинает мнить себя «бездарем» или «профаном» — это «долина отчаяния».
  4. Наконец, он встает на «склон просветления» и начинает все более адекватно оценивать свои силы, при этом признает, что всегда будет что-то, чего он не знает.

Конечно, наиболее выраженная стадия — «пик глупости». За примером этого эффекта далеко ходить не надо, достаточно открыть соцсети и понаблюдать, как «диванные эксперты» надевают халат эпидемиологов, врачей, политологов, психологов и так далее. А в бизнесе часто случается, что чересчур уверенный в себе «неофит» начинает учить более продвинутых спецов.

Однажды я заключила договор с одной из крупнейших компаний на Севере, где у нас есть представительство. Мы прошли жесткий тендер, под требования этой компании четко организовали работу. Но чуть позже руководитель представительства на встрече со мной с пренебрежением заявил, что я слишком занизила цены в тендере. И изъявил желание выйти на руководство клиента для пересмотра финансовых условий. Меня это предложение очень удивило, потому что оно далеко от реальности. Нельзя предлагать клиенту другие условия, иначе есть риск испортить все. Я решила задать руководителю филиала банальные вопросы — о специфике нашей компании, какие услуги и продукты мы предоставляем, но не услышала внятных ответов. Оказалось, человек вообще мало знает о предприятии, попросту некомпетентен во многих вопросах. А чтобы повышать цены, необходимо досконально знать, что предлагаешь клиентам, — рассказала Татьяна Федорова.

Человек может быть классным специалистом в одной сфере и иметь низкую квалификацию в другой, но из-за самоощущения от первой подпадать под влияние эффекта Даннинга — Крюгера. Например, врач-психиатр, решивший стать еще и психотерапевтом без дополнительной подготовки. Он может быть гениальным психиатром, великолепно проводить диагностику и назначать актуальное лечение, и в то же время — ужасным психологом, потому что он не повышал квалификацию, и у него нет наработанных навыков в этом направлении, — добавляет Татьяна Солодуха.

Признавайтесь — поймали себя на каком-нибудь искажении? 😉 Если да, поставьте 👍 статье

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0