Курьер: как изменилась профессия за последние 5 лет, чего ждут от соискателей

Курьер: как изменилась профессия за последние 5 лет, чего ждут от соискателей

Доставщики прочно заняли топ запросов работодателей. Компании предлагают быстрое трудоустройство, доход до 160 тысяч в «горячий» сезон и премии. Правда, иногда можно нарваться на вооруженную охрану и полный досмотр, но форс-мажоры бывают в любой профессии😉 Узнали у экспертов, по каким критериям сегодня оценивают кандидатов, можно ли работать курьером годами.

Наши консультанты:

  • Юрий Скородумов, руководитель отдела транспорта УТКОНОС, независимый эксперт по логистике и управлению автопарком
  • Денис Смелов, коммерческий директор службы доставки Dalli, Москва
  • Галина Головкова, директор по персоналу Boxberry

Бешеный рост спроса после пандемии

Люди высоко оценили услуги доставки в пандемии и привыкли к ним настолько, что не захотели расставаться, когда ограничения сняли.

Востребованность сферы доставки взлетела в стратосферу на фоне бешеных темпов развития интернет-торговли. В 2022 году объем рынка России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов — рост на 38% к предыдущему году, количество заказов увеличилось на 65%. Люди все больше хотят тратить время на себя, а не на посещение магазинов, — делится статистикой Юрий Скородумов.

Профессия курьера оказалась в топе запросов на сайтах вакансий и удерживает позиции с огромным отрывом от остальных.

Службы доставки без конца конкурируют между собой: предлагают кандидатам в курьеры условия получше, снижают требования. Галина Головкова открыто признает:

Сейчас дефицит кадров настолько велик, что у работодателей нет возможности разбрасываться кандидатами. Как правило, к доставщику всего два основных требования: соблюдать стандарт обслуживания и план по выработке (какое количество адресов сможет обработать за одну смену). У нас сотрудники сами выбирают объем работы, который готовы выполнять.

Больше, чем просто подработка

Ошибаетесь, если думаете, что курьером работают только временно, чтобы свести концы с концами в трудные времена. Юрий Скородумов знает примеры коллег, которые проработали в доставке 5-7 лет и стали настоящими профессионалами клиентского сервиса — таких расхватывают с руками.

соискатели

У курьеров есть показатели профессионализма, например, «доставляемость» — качество обслуживания. Это огромное конкурентное преимущество, ведь от курьера во многом зависит, какое впечатление сложится у клиента, закажет ли он еще раз. Все хотят идеального совпадения «ожидание-реальность»: чтобы курьер приехал побыстрее, заранее позвонил (или наоборот — не докучал звонками), был вежливым. Если заказали одежду — чтобы не торопил с примеркой. Если оплачиваете картой на месте — чтобы захватил с собой заряженный терминал.

Мы доставляем товары премиальных брендов, поэтому очень важно, как сотрудник передаст покупателю заказ. Курьер — это last mile (последняя миля — прим.ред.) на пути к клиенту, важнейшее звено в доставке, часть имиджа бренда. У нас есть собственный учебный центр, где готовят новичков. После обучения сотрудник выходит на маршрут с наставником, если проходит его успешно, получает тестовый полигон. Есть курьеры на сезон, а есть «золотой» состав — люди, которые работают в компании с момента основания, то есть больше 9 лет, — рассказывает Денис Смелов.

У работы в премиальном сегменте есть и подводные камни — например, требования по безопасности VIP-клиентов. Денис Смелов вспоминает, как однажды курьер доставлял заказ на Рублевское шоссе. На подъезде к дому его встретила команда охранников с автоматами — полностью обыскали автомобиль, провели досмотр и заставили сдать ПЦР-тест, чтобы пустить на территорию 🤨

Что с зарплатами?

Как и в любой сфере, среди курьеров есть амбициозные и старательные работники, которые стремятся выполнять свои обязанности лучше коллег. Естественно, и заработок у таких доставщиков выше — к окладу плюсуются премии, бонусы и чаевые.

Доход курьера также зависит от сегмента, в котором работает служба доставки, и от сезона. Летом заказов всегда меньше — отпуска, каникулы, дачная жизнь. Курьерские компании в этот период стараются удержать кадры, а к концу лета начинают активный набор, готовятся к новому сезону.

Эксперты делятся цифрами

Юрий Скородумов: курьер может получать от 50 до 160 тысяч рублей в месяц. В высокий сезон многие компании запускают повышенные коэффициенты, есть примеры дохода 100-120 тысяч за последние 10 дней декабря.
Денис Смелов: в межсезонье наши курьеры могут зарабатывать 5-6 тысяч в день, при загрузке в 35-37 заказов. В сезон — до 10 тысяч, а загрузка иногда доходит до 60 заказов. Дополнительный фактор — зональность доставки. В черте города ставка будет ниже, чем при рейсе в какой-нибудь городок за 100 км от МКАД.
Галина Головкова: мы указываем в вакансиях средний уровень дохода, например, от 4 тысяч за смену, но есть система мотивации, премии — так что верхней планки дохода не существует. Все зависит от самого курьера — сколько посылок успеет доставить, сколько точек объедет. Влияет и маршрут: есть короткие, с большой концентрацией адресов в одном районе, а есть удаленные, там тариф уже будет другим.

Такие заработки — не «что-то на московском», в провинции курьеры тоже могут рассчитывать на достойный доход. Например, в Новосибирске предлагают от 90 тысяч курьеру OZON, до 128 тысяч рублей — в Я.Курьер на легкие посылки, до 201 тысячи обещают в Сбермаркете водителю на личном авто.

Все наши консультанты отметили, что курьеров премируют за результаты работы — количество выполненных заказов в единицу времени, отзывы клиентов. Есть и оригинальные бонусы — например, в компании Дениса Смелова выплачивают 10 тысяч сотруднику, который привел друга на открытую вакансию😉

Стоп, а где минусы работы курьером?

Они есть. Выделили с экспертами основные:

  • В ежедневной погоне за выручкой можно загнать себя в режим белки в колесе, остаться без полноценных завтрака, обеда и ужина.
  • Действует целая система штрафов — за опоздания, негативные отзывы, срыв доставки. Во многих компаниях предусмотрена материальная ответственность курьера за испорченный или потерянный заказ.
  • Готовьтесь к физическим нагрузкам. Даже если работаете на автомобиле, все равно нужно будет загружать, выгружать и переносить посылки, подниматься на верхние этажи.
  • Не все клиенты приятные и тактичные люди. Курьер должен быть стрессоустойчивым, спокойно реагировать на критику и причуды получателей.
  • Поиск адреса может превратиться в настоящий квест. Тогда придется звонить клиенту, уточнять детали. Бывает, что получатель и сам впервые находится в точке, куда заказал доставку, — страшный сон заблудившегося курьера 🙈

Еще один тонкий момент — в зарплатных предложениях работодатели иногда указывают максимальную планку, добраться до которой удается только «стахановцам». А ежедневные подвиги требуют крепкого здоровья и выносливости — это же и причина высокой текучки в сфере доставки.


Зажгите огонек 🔥, если нравится читать нашу рубрику с актуальными изменениями в разных профессиях

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0