Не только работные сайты: топ-9 нестандартных способов найти работу

Будьте активными, ведите соцсети и показывайте, что вы крутой спец, — тогда офферы посыпятся на вас. Держите список из девяти способов поиска работы, о которых вы, возможно, и не догадывались.

9. Участвовать в семинарах, конференциях и форумах

Любые отраслевые мероприятия — это возможность завести полезные знакомства и проявить себя. 

Никита Куракин, основатель образовательной платформы «АнтиНорма»:

Я активно участвую в конференциях и форумах, где знакомлюсь с талантливыми специалистами, часто привлекаю к себе в команду людей с таких мероприятий. Совсем недавно взял в штат IT-специалиста, который мне сейчас помогает с разработкой приложения. Совет для экспертов — максимально проявляйтесь на таких ивентах. Не бойтесь подходить к собственникам, презентовать себя, рассказывать о своих кейсах. Мы обращаем внимание не только на профессиональные качества, но и на личные: инициативность, креативный подход к делу, умение коммуницировать.

Сюда же относятся соревнования, челленджи и чемпионаты. Это хороший способ получить практический опыт, заполнить портфолио и обрасти профессиональными контактами. А победителям соревнований обычно предлагают долгосрочное или проектное сотрудничество.

8. Активно вести соцсети

Соцсети можно использовать не только для переписки с друзьями и родственниками, но и чтобы продвигать себя как специалиста. А еще это удобные площадки, чтобы разместить портфолио. Вот несколько рекомендаций, как сделать свои соцсети карьерным трамплином:

  • Поставьте профессиональное фото.
  • Расскажите в шапке профиля, чем занимаетесь, о вашем образовании и опыте. Если в соцсети есть возможность отметить место работы и учебы, сделайте это.
  • Если публикуете много личного контента, заведите отдельную страничку для профессиональных контактов.
  • Не ограничивайтесь одной соцсетью. Помимо ВКонтакте и запрещенных в России соцсетей, есть еще Телеграм и Linkedin — последний специально создан для поиска работы и нетворкинга. Если будете присутствовать на разных площадках, больше шансов, что вас заметят.
  • Подпишитесь на блоги по вашей отрасли, вступите в сообщества и участвуйте в дискуссиях.

Руководитель Decision Lab Наталья Аверьянова рассказала, как нашла сотрудника с помощью ВКонтакте:

У нас была вакансия преподавателей робототехники для детей, локации школ — восемь филиалов в Московской области. Релевантных специалистов в необходимых городах нет. Совместно с руководством организации, решили рассматривать кандидатов среди студентов и недавних выпускников, без опыта работы, но с дальнейшим обучением. «Традиционные» каналы в этом случае не сработали. Идеальным вариантом для поиска стало приложение «ВКонтакте». Начинаем поиск «Друзей»: фильтр по городу, где необходим специалист + образование (технический или педагогический вуз) + возраст. Итог: в одном из филиалов закрыли вакансию за неделю, пригласили от 3–6 кандидатов на обучение. Выбрали лучших и создали кадровый резерв.

7. Публиковаться в СМИ

Экспертные статьи не только делают специалиста заметным на рынке, но и повышают его ценность.

Мы с моим HR-ом отслеживаем новые лица на рынке с помощью онлайн-ресурсов. Если видим, что у эксперта интересный и нетипичный подход к делу — это сразу притягивает внимание. Тогда мы можем написать специалисту напрямую и пригласить на собеседование. Старайтесь присутствовать большом количестве площадок, размещайте там экспертные статьи, кейсы или примеры работ, — говорит Никита Куракин.

Если пробиться в большую редакцию пока не получается, можно размещать публикации самому в тех же соцсетях или на блог-платформах, например, Хабре или VC.ru (не путать с социальной сетью VK.ru).

Александр Иванов, сооснователь агрегатора онлайн-курсов Skill2Go

Я занимаюсь стартапами и мне интересно изучать рынки, конкурентов и механики монетизации. Однажды меня заинтересовала ниша карьерных консультаций, и я решил глубоко погрузиться в тему. По ходу изучения сохранял ссылки и данные в гугловский документ. Потом понял, что у меня накопилось много материала и нужно его как-то структурировать. Подготовил текст с выводами и в итоге у меня получилось большая исследовательская работа. Я решил, что такому добру не место пылиться у меня в гугл-табличках и выложил на профильном сайте в открытый доступ. Статью не увидело много человек, но она оказалась очень полезной в узких кругах. Я получил много личных сообщений со словами благодарности, несколько донатов, и пару предложений о работе на позицию продакт-менеджера.

Кстати! Редакция Зарплата.ру всегда рада статьям-кейсам HR-специалистов, юристов по трудовому праву, психологов, карьерных консультантов и предпринимателей. Форма обратной связи будет под статьей😉

6. Использовать все возможности обучения

Перед вами не встанет вопрос: «Как найти работу после вуза?», если вы задумаетесь об этом еще во время учебы. Ключ все тот же — быть активным. Не просто хорошо учиться, а участвовать в вузовской жизни, создавать свои проекты. Крупные компании часто сотрудничают с вузами, устраивают экскурсии, стажировки, отправляют своих экспертов читать лекции. Важно участвовать в таких «движах», тогда высок шанс, что из института выйдете уже с пачкой офферов.

Если же выбрали путь онлайн-обучения, то об этом нужно задуматься еще при выборе курсов. Ищите школы, в которых есть практика на реальных проектах.

Я наладила партнерство со Skillbox, Skillfactory и Яндекс.Практикум. Они предоставляют мне пул кандидатов-выпускников. Мы понимаем, что у таких кандидатов может не хватать реального опыта. Но чаще всего там попадаются ребята с огромной мотивацией развиваться, — поделилась Лилия Гермус, HR-директор в международном маркетплейсе BirdsBuild.

5. Развивать нетворкинг

Чем больше у вас знакомых в своей и смежных отраслях, тем больше шансов, что однажды позвонят с предложением о работе, даже если ее не ищете. Шансы повышаются, если напрямую попросить коллег и знакомых разослать резюме по своим каналам.

Я поддерживаю связь с бывшими коллегами и кандидатами, которые не прошли отбор. Еще рассматриваю рекомендации от действующих сотрудников BirdsBuild. Как и другие кандидаты, они проходят через все этапы интервью. Но не раз получалось, что именно ребята, рекомендованные нашими сотрудниками, полностью подходили по навыкам и разделяли ценности компании, — рассказала Лилия Гермус.

4. Двигаться по должностям внутри компании

Если решили расти по карьерной лестнице или сменить профессию, можно сделать это там, где уже работаете! Многие работодатели поощряют желание сотрудников развиваться, и даже разрабатывают специальные программы мобильности внутри компании.

В BirdsBuild есть система менторства, благодаря которой сотрудник может поменять профессиональную сферу. Он погружается в процессы другой команды и пробует решать новые задачи вместе с наставником. К 2023 году около 10 сотрудников успешно прошли этот путь и уже используют приобретенные навыки на «боевых» задачах, — поделилась Лилия Гермус.

3. Писать напрямую HR-у, даже если нет вакансий

Если хотите работать в конкретной компании, но сейчас там нет подходящих вакансий, можно все равно отправить резюме и мотивационное письмо. Не пригласят на собеседование сразу — наверняка добавят в кадровый резерв и свяжутся, когда вакансия появится.

Однажды я закрыла вакансию самым редким для меня способом. На почту компании пришло странное письмо. К нему автор прикрепил портфолио, а само письмо содержало только одно предложение: «Добрый день, а вы бы взяли меня в команду?».
По моим наблюдениям, кандидаты, пришедшие из «прямого касания», часто пропадают. Но с этим кандидатом у меня случилась магия. Мы сразу наладили коммуникацию, провели несколько этапов знакомства с участниками из моей команды и предложили сотрудничество, — рассказала Лилия Гермус.

2. Больше общаться

Случайные знакомства, которые нам подбрасывает жизнь, могут принести неожиданные возможности, считает Елена Зонова, руководитель группы подбора персонала, оценки и управления талантами в управлении Федеральной почтовой связи Тюменской области. Главное — наблюдать, быть открытым человеком. 

Однажды я ехала в такси, разговорилась с водителем и переманила его в нашу компанию на должность водителя-курьера. В процессе разговора я услышала своего собеседника, узнала его потребности, и мне пришла в голову идея сделать ему оффер. Я посчитала, что условия работы и уровень зарплаты закроют его «боль». Озвучила ему свое предложение там же в такси, а он с радостью его принял. Этот человек работает в нашей компании уже несколько лет, — рассказал Зонова.

1. Прокачивать свою профессиональную крутость

Наконец, самое простое и сложное одновременно — быть востребованным экспертом. Тогда работодатели найдут вас и завалят офферами, даже если будете от них прятаться. 😉

Лариса Богданова, директор IBC Human Resources, президент Ассоциации Рекрутинговых Агентств Урала (АРАУ):

По статистике, 90% вакансий нашего кадрового агентства мы закрываем нестандартным источником. Несколько лет назад искали менеджера по продажам реагентов для водоочистки. Клиент – европейская компания с представительством в РФ. Требования к будущему сотруднику предельно узкие: нужен кандидат только с релевантным опытом B2B-продаж аналогичного продукта, безупречным знанием рынка и английского языка. Такие специалисты просто не выходят на открытый рынок труда. Поэтому начали точечно идти по компаниям-донорам. Под легендой потенциального клиента стали запрашивать коммерческие предложения у доноров. С отдельного e-mail рассылали письма: «Добрый день, мы сейчас выбираем поставщика химреагентов, с кем из ваших менеджеров можем обсудить этот вопрос?» В качестве обратной связи нам отправляли контакты действующих сотрудников. 

В пуле ответов мы получили письмо от менеджера по продажам отечественного производителя. Созвонились, раскрыли карты — оказалось, что девушка сейчас как раз была готова к диалогу по вакансиям. Мы провели интервью и поняли, что он «тот самый» кандидат. Она приняла оффер, успешно прошла испытательный срок и в дальнейшем возглавила целое направление компании. 


Есть интересные истории про поиск работы? Поделитесь ими с редакцией! Но сначала поставьте👍