Профсоюз «Учитель» существует с 2011 года и за это время провел множество успешных кампаний. Оргсекретарь организации Ольга Мирясова рассказала Зарплате.ру о том, как действуют современные защитники прав и свобод работников.
Состав и миссия
Любой профсоюз, в том числе «Учитель», состоит из ячеек – первичных организаций, которые создают в каждом отдельном учреждении. Для старта нужно три человека. Иногда первички появляются по территориальному признаку, но это несколько искусственная конструкция с точки зрения профсоюзной работы.
Сегодня в нашем профсоюзе 54 первички из 24 регионов РФ – от Санкт-Петербурга до Камчатки.
Есть два вида членства:
- Участники — это члены первичных организаций. Они платят взносы — 1% зарплаты, имеют полные права по Уставу. В распоряжении первички — 60% взносов, на общие нужды профсоюза остаются 40%.
- Сторонники — это учителя вне первичек, родители или любые сочувствующие, которые платят годовой взнос 1500–2500 руб. в зависимости от региона. Сторонников мы включаем в чаты и приглашаем на семинары, консультируем, предоставляем им юридическую помощь.
Профсоюз объединяет не только школьных учителей, но и работников детсадов, центров дополнительного образования, колледжей. Создать первичку могут и сотрудники частных школ, у нас было несколько таких. Технический и вспомогательный персонал тоже вступают в профсоюз, например, повара и уборщицы. Но тут каждая первичка решает сама, нужен ли ей непедагогический состав. А вот руководители учреждений могут быть только сторонниками.
«Учитель» существует прежде всего на взносы, но есть поддержка от Конфедерации труда России – объединения профсоюзов разных отраслей.
Сложные сверхурочные
Кампании нашего профсоюза делятся на две группы: по проблемам одного учреждения или конкретного аспекта трудовых прав педагогов.
В 2015–2016 годах мы боролись за то, чтобы упорядочить оплату внеурочной работы. После уроков у учителей еще масса обязанностей. Формально рабочая неделя сокращенная (36 часов). Но поскольку внеурочная часть ненормированная, то в нее пытаются вместить все подряд, привлекают учителей к непедагогической работе.
Например, сейчас стало очень престижно для школы побеждать на олимпиадах. Но часто педагогам надо сопровождать ребенка в выходной день, а руководство не торопится это оплачивать. И такого – вагон и маленькая тележка.
В итоге кампании «Учителя» вышел приказ Минобрнауки, который частично упорядочил вопрос внеурочной части рабочего времени. Мы все равно недовольны тем, какие права предоставлены педагогам, но все же это инструмент.
![соискатели](https://i.ibb.co/3MSZsjc/image.png)
Еще мы добились, чтобы в Госдуме рассмотрели законопроект, по которому оклад за ставку работы педагога должен быть не меньше двух региональных МРОТ. Документ, к сожалению, не приняли.
Учителей в стране примерно 1,2 млн человек, если поднимать зарплаты, это весомые расходы из бюджета. Зарплаты последние годы если и растут немного, то примерно на размер инфляции. А нагрузка в 30 уроков в неделю, классное руководство — это много, но уже обычная нагрузка учителя в России.
Бесплатная работа
В 2017–2019 годах мы боролись за оплату работы на ГИА для всех педагогов. По закону об образовании учителям должны выплачивать компенсацию, но к 2017 году в половине регионов РФ ее не платили, в других – покрывали символически. Мы два года подряд направляли обращения по всем региональным прокуратурам, требовали обратить внимание на то, что в школах нарушают законодательство. Обращались в СМИ. Даже в МОТ (Международная организация труда) направили обращение, что «привлечение приказом» к работе на экзаменах – признак принудительного труда. Но МОТ, к сожалению, заниматься этим вопросом не стала. Для учителей мы составили инструкцию, как отказаться от работы на ГИА.
К 2020 году компенсации ввели во всех регионах, и это наше достижение. Правда не везде выплаты значительные, они сильно варьируются от региона, ученой степени преподавателя и предмета. Например, организатор вне аудитории в Алтайском крае получит всего 50 рублей в день, а в Камчатском – 431 рубль в час!
Опасная перепись
В 2021–2022 году в Оренбурге боролись против того, чтобы учителей привлекали к переписи детей, которые проживают на территории, закрепленной за школой. Эта работа небезопасная, надо идти по квартирам и частным домам, звонить в двери, спрашивать, проживают ли дети, в какое детское учреждение ходят или собираются пойти в школу.
Встречаются пьяные, неадекватные люди, многие не хотят разговаривать в принципе. Во многих регионах такого уже нет.
В Оренбурге проблема не решилась, хоть и перестали давить на учителей, которые категорически отказываются, а за обход стали немного доплачивать. А вот в Дзержинске Нижегородской области в 2016 году эту практику удалось отменить, помогли в том числе переговоры с городской администрацией.
Спасти театр
В 2015–2016 годах мы вели кампанию против того, чтобы закрыли детский театр «Сорванец» в поселке Лучегорске Приморского края. Летом 2015 года администрация, чтобы оптимизировать бюджетные средства, решила преобразовать учреждение в театральную студию в местном дворце культуры. Педагоги и родители были категорически против. Начались сборы подписей, пикеты, суды. Театр мы отстояли, его оставили самостоятельным учреждением.
![](https://www.journal.zarplata.ru/content/images/2023/06/2--26-.png)
С «Сорванцом» была кампания всего профсоюза, но иногда сама первичка справляется, с юридической помощью профсоюза. Пример – детская школа искусств им. Корнеева в Москве, в которой в итоге сменили директора. Это было в 2020–2022 годы.
Но последние три года успешных кампаний мало. В 2023 у профсоюза было только несколько локальных побед. ГИТ не выезжает с проверками в учреждения с начала ковида. Люди стали бояться высказывать свое мнение. Это все не способствует профсоюзным кампаниям.
Борьба с сексизмом
В составе профсоюза «Учитель» есть гендерная комиссия. Она старается отслеживать и фиксировать факты неравенства по половому признаку.
Формально за час работы учитель получает одинаковую оплату, надбавки тоже одинаковые. А когда руководство стремится удерживать в школе мужчин, тем могут доплачивать премиями, стимулирующими выплатами. В одной школе, где активистка попросила предоставить данные по зарплате с учетом пола, так и оказалось. Зарплата учителей-мужчин была примерно на 15% выше при одинаковой нагрузке и более высоком уровне образования у учителей-женщин.
Есть стереотипы, что мужчина педагог более значим для школы. Да, важно разнообразие преподавательского состава в плане возраста, происхождения, пола и социального опыта. Но у нас чаще все сводится к недостаткам «женского воспитания».
![](https://www.journal.zarplata.ru/content/images/2023/06/-----------------------------------------------.jpg)
С другой стороны, мужчин привлекают к опасным и тяжелым работам, например, снег на крыше школы чистить. И им трудно отказаться, даже если здоровье не позволяет, тоже из-за социализации, которая обязывает быть «мужиком». Мужчина может стать объектом насмешек в женском коллективе, если ведет себя недостаточно маскулинно.
Гендерная комиссия это про уважение к людям и заботу о них в противовес стереотипам и принуждению.
Профсоюз – место поддержки
Мы постоянно объясняем педагогам, что быть юридически грамотным важно, но это только одна сторона вопроса. Закапываться в то, что кому положено, судиться — долго и выматывающе. Если есть сплоченный коллектив, который не боится пойти против директора, то руководство всегда соглашается на переговоры.
![](https://www.journal.zarplata.ru/content/images/2023/06/3--16-.png)
Школа — это объект воздействия властей всех уровней. Директор иной раз если и хочет, то не может ничего сделать. Например, отказываться проводить ВПР (всероссийская проверочная работа), которая формально добровольна, чревато для директора тем, что он «попадет в немилость», что его уволят без объяснения причин.
Иной раз первичка профсоюза требует чего-то для всех, а директор только членам профсоюза предоставляет, потому что остальные даже просить не хотят. Часто на работника давят морально, принуждают уволиться, например. Профсоюз — это место, где учитель может получить поддержку, возможность защититься от травли и давления со стороны руководства. Когда учитель идет на переговоры не один, все меняется.
Спасибо профсоюзу «Учитель» за помощь в подготовке материала!
Поделитесь историей
про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы
Связаться с нами