«Болею по расписанию»: что делать с сотрудником, который постоянно уходит на больничный

«Болею по расписанию»: что делать с сотрудником, который постоянно уходит на больничный

Выявить и наказать симулянта, которому вечно «нездоровится», можно через внутреннее расследование и даже пометки в должностной инструкции «не можешь доделать задачу — передай другому». Рассказываем, как это организовать.

Доказать обман

Уволить по инициативе работодателя можно с опорой на статью 81 ТК РФ. Пункта «слишком долгие, частые больничные» в ней нет. Действует одно исключение: госслужащего можно уволить за больничный более четырех месяцев, но по другому закону (пп 8.1 статьи 37 79-ФЗ от 27.07.2004).

Электронные больничные подделать практически невозможно — их заверяют квалифицированной электронной подписью врача. Но недобросовестные сотрудники находят лазейки и тут.

— Например, один сотрудник брал больничные с периодичностью 2–3 месяца на 14 дней. Провели расследование и выяснили, что ему какой-то знакомый из поликлиники помогал получать листки нетрудоспособности. С этим работником мы расстались по его собственному желанию. Но сколько нервов и времени потратили, чтобы все выяснить, — рассказывает Екатерина Горохова, гендиректор компании по оказанию юридических и бухгалтерских услуг «НАФКО».

Проверка подлинности электронных больничных доступна через Социальный фонд России. Если справка поддельная, работника можно уволить за прогул (ч. 1 ст. 81 ТК РФ), привлечь к уголовной ответственности по ст. 327 УК РФ.

— Из моего опыта: сотрудник после крупной ссоры с руководителем ушел на больничный и методично продлевал его в течение полугода. У кадровиков возникли сомнения в подлинности больничных. Они проверили их и выяснили, что документы действительно поддельные. Работника вызвали на беседу, но вместо того, чтобы явиться, он прислал заявление об увольнении. Работодатель не стал преследовать сотрудника и грозить уголовным наказанием, просто уволил с даты, указанной в заявлении (как раз после окончания очередного больничного листа), — добавляет основатель и управляющий партнер ГК «РосКо» Алена Талаш.

Частые больничные не всегда про то, что сотрудник симулирует

Иногда работодатель виноват сам, что его сотрудники вечно выпадают из процессов по временной нетрудоспособности. Например, когда компания не обеспечивает нормальные условия труда,

— Если работник постоянно болеет, постарайтесь выяснить причину. Например, в моей практике был случай, когда сотрудница склада постоянно ходила на больничные из-за простуды. В помещение склада поступал холодный поток воздуха от кондиционеров и вентиляции в любое время года. Как выяснили причину болезней женщины, обеспечили ее теплой спецодеждой и витаминами — что называется, за «вредность», уточняет Горохова.

Вы найдете выход, как и кем временно заменить ценного специалиста. Если сотрудник злоупотребляет больничными по необъективным причинам, с ним следует расставаться без сожаления.

Распрощаться с симулянтом

Допустим, в компании нет ресурсов на служебные расследования. Давить, чтобы ушел сам, — нельзя. Гендиректор и соучредитель ООО «ЮБК “Бизнес диалог”» Сергей Кирилловский предлагает такое решение:

— В моей компании при приеме на работу сотрудник изучает и подписывает «Инструкцию №0», я соавтор системы и одноименной книги. Это свод правил, который регулирует отношения не только между сотрудниками, но и в связке «руководитель — подчиненный». Они идут дополнением к трудовому договору в формате должностной инструкции. Например, одно из правил «Инструкции №0»: «Не можешь доделать задачу — не бросай, передай другому».

Один мой сотрудник злоупотреблял больничными. Только выйдет на работу, через три дня опять уходит по листку нетрудоспособности. И так несколько кругов. В итоге и специалиста толком нет на рабочем месте, и коллеги не могут полноценно взять его участок работы на себя. Я несу издержки и чувствую напряжение в коллективе. По закону не имею права уволить сотрудника за постоянные больничные. А вот по статье за неисполнение должностной инструкции могу.

Чтобы не возникало проблем из-за больничных, руководителю следует организовать работу так, чтобы любой работник, даже если заболел (кроме критических ситуаций, когда лежит на операционном столе и проч.), мог удаленно передать дела коллегам, подчеркивает Кирилловский.

Резюмируем. Во всех перечисленных случаях с бесконечными больничными сотрудника работодателю нужно сделать следующее 👆🏼 Жми!

  1. Пообщаться с работником, выяснить причину частых больничных.
  2. Проверить листки нетрудоспособности.
  3. Если подозрения о природе «болезней» работника остались, попробовать предложить расстаться по соглашению сторон. Сослаться можно на большой объем работы, сбои в бизнес-процессах.
  4. На будущее уточнить должностную инструкцию: как сотрудникам необходимо передавать друг другу дела, предупреждать начальство о больничном.


А вам попадались сотрудники, которые злоупотребляли больничным?

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0