О чем вы узнаете
Учитель и ученик растут вместе. Четыре опытных наставника из разных сфер поделились открытиями и уроками, которые изменили их самих.
Не учить, а помогать самостоятельно мыслить
Наставничество часто путают с инструктажем. Но его суть не в раздаче готовых рецептов, а в развитии мышления и ответственности у другого человека.
Я не выдаю человеку готовых решений, не показываю, как правильно, а помогаю понять логику системы, в которую он пришел. То есть, учу видеть причинно-следственные связи, не действовать по шаблону, понимать границы своей ответственности, спокойно выдерживать неопределенность, а не бежать за быстрыми ответами. Самые важные решения человек должен принять сам, дорасти до них.

Мария занимается наставничеством более 20 лет. Помогает новичкам осваиваться в профессии, сопровождает стажеров, консультирует младших коллег, авторов и экспертов, пробующих себя в новых ролях. Видит в своей деятельности много плюсов:
- Наставничество очень быстро отрезвляет и дает понять собственные ошибки — когда начинаешь объяснять что-то другому, сразу видишь свои пробелы, слепые зоны, недоговоренности, автоматизмы
- Прокачивает коммуникативные навыки — учишься находить общий язык с абсолютно разными людьми
- Дает профессиональный рост
- Приносит удовлетворение от результата, когда видишь, как человек становится сильнее и самостоятельнее
Но есть и серьезные минусы. Это очень энергозатратная и часто неблагодарная работа. Бывает, что помощь не ценят, воспринимая как нечто само собой разумеющееся. А иногда отдаешь гораздо больше, чем человек готов принять. Без четких личных границ здесь быстро выгорают.
Чаще всего сталкиваюсь с одним и тем же «сюрпризом» — самые, казалось бы, талантливые и мотивированные люди оказываются не готовы к ответственности.
Эксперт приводит в пример случай с Николаем. Он пришел с идеей книги — умный, способный, целеустремленный, но, как оказалось, только на словах. Начали работать над книгой, но каждый раз, когда нужно было принять решение — например, выбрать аудиторию или утвердить главу — он уходил в сторону. Николаю нравился процесс обсуждения, само ощущение движения, однако он явно боялся последствий выбора и ответственности за свою позицию. А когда рукопись была готова и осталось лишь отправить ее в издательство, Николай остановился. С тех пор прошло семь лет, текст морально устарел, теперь книгу нужно писать заново.
Бывают и совсем неожиданные повороты. Например, человек пришел ко мне писать книгу, а в итоге развелся и переехал в Мексику. Книгу он так и не написал, но в процессе работы над текстом полностью изменил свою жизнь.
Быть проводником для трансформации
Переход из найма в собственный бизнес — глубинная перепрошивка мышления. Это дополнительные психологические издержки, к которым никто не готовит. В найме так или иначе всегда есть, к кому обратиться — руководитель, коллеги, служба поддержки. А на одиночной дистанции наставник многим жизненно необходим.
Наставничеством я занимаюсь большую часть своей жизни. Когда-то делал это косвенно — обучал сотрудников, будучи директором в найме. А с 2017 года, создав собственный онлайн-бизнес, — уже напрямую.

Многие люди — часто подсознательно — прыгают в позицию жертвы. Им нужно, чтобы их пожалели, поддержали, вытащили. Это непродуктивная и очень ресурсозатратная история, уверен эксперт. Наставник рискует попасть в созависимую модель отношений по типу треугольника Карпмана, поэтому главное — научиться не брать «на ручки», не превращаться в хронического спасателя.
По опыту Максимова, для продуктивной работы с начинающим предпринимателем должны сойтись три фактора:
- Наставник находится в той же точке «Б», куда ученик хочет прийти. Например, если цель — построить онлайн-бизнес, у наставника уже есть успешный опыт в этом деле.
- Методы и темп обучения соответствуют тем, к которым готов ученик — по характеру и стилю жизни.
- Совпадение по ценностям — ключевой момент. Если обучающийся чувствует, что наставник «не его» человек, возникает внутренний саботаж — ученик просто не будет воспринимать советы, даже если искренне хочет прогрессировать.
Оставаться в безупречной форме
Пока офисные наставники говорят о трансформации мышления, в мире «синих воротничков» все проверяют здесь и сейчас.
В мои обязанности входит обучение новых сотрудников с самого нуля. Я обучаю работе с инструментами и спецтехникой, показываю и помогаю отрабатывать на практике бурение и алмазную резку. Для обучения сам закупаю бетонные плиты, на которых ученики тренируются. С каждым работаю индивидуально, стараюсь подстроиться под их уровень и темп. По окончании каждый проходит экзамен: самостоятельно выполняет резы по плитам в моем присутствии.

За 18 лет Денис обучил около тысячи человек. Для него это постоянная прокачка и коммуникативных навыков, и собственного мастерства: чтобы учить, нужно самому оставаться в безупречной форме.
Главная особенность такой работы — точечный подход к каждому. Все ученики разные по характеру, темпу обучения и восприятию информации. Самый приятный момент — когда группа с уже имеющимся опытом осваивает программу не за две недели, а за четыре дня, и сразу готова к работе. Для Дениса наставничество стало естественной и неотъемлемой частью профессии, где ценность подготовки видна в каждом сантиметре ровного реза.
Оценить собственный путь со стороны
Когда наставничество становится частью профессиональной жизни, приходит понимание, что это взаимовыгодный обмен энергией, уважением и опытом. А в дисбалансе появляется почва для токсичных ситуаций.
У Виталия Панова наставничество органично выросло из предпринимательской деятельности и не казалось отдельной ролью.
Ко мне все чаще стали обращаться другие предприниматели — за советом и взглядом со стороны. Люди приходят с очень разными вопросами: кто-то не понимает, как масштабировать бизнес, кто-то ищет правильные связи, кто-то — поддержку.

Эксперт помогает разобраться, как применять знания на практике, делится опытом, иногда — контактами нужных людей. Вопросы могут быть как сугубо бизнесовые, так и вполне бытовые, потому что в реальной жизни одно от другого трудно отделить.
Этот опыт Виталий считает очень полезным для себя. Наставничество сильно расширяет круг общения, дает возможность взглянуть на собственный путь со стороны и по-новому оценить решения, которые когда-то принимал сам. Лучше понимаешь и свои сильные стороны, и ошибки, которые важно не повторять.
Главный минус — неготовность некоторых людей к равноценному взаимодействию. Ведь наставничество всегда подразумевает обмен, уверен Панов. И речь не о деньгах, а об уважении, вовлеченности, умении слышать. Когда человек только требует, но сам ничего не вкладывает в общение, диалог становится сложным и быстро выматывает.
Бывали и не самые приятные случаи. Например, когда границы начинают стираться: люди запрашивают слишком много, доходят до попыток получить конфиденциальную информацию или воспринимают наставника как бесплатный ресурс без ограничений.
Эксперт убедился на личном опыте — в таких случаях общение лучше совсем прекратить, иначе оно становится токсичным и никому не приносит пользы.
Побороть синдром самозванца
Для кого-то наставничество становится осознанным этапом карьеры. Это возможность структурировать свой опыт, помочь другим и неожиданно получить мощный импульс для собственного прогресса.
Евгений Черданцев стал наставником не так давно, в декабре 2024 года. Началось с того, что ему написали знакомые из проекта Skyeng и попросили помочь их команде маркетологов подготовиться к сезону.
Мы начали работу, и я понял, что могу быть полезен как наставник и другим компаниям, специалистам. Я зарегистрировался на нескольких сервисах и начал получать заявки. У меня уже был опыт наставничества у своих сотрудников, поэтому в целом понимал, что предстоит делать.

Первые несколько сессий волновался, но это вскоре прошло. Оглядываясь назад, Евгений видит явный прогресс — появилась структура сессии, вопросы чаще стали попадать «в точку», расширился пул запросов.
Опыт наставничества здорово прокачал проницательность и насмотренность. Появился навык четко описать проблему клиента — даже когда сам он не может ее внятно сформулировать. Чем больше консультаций проводишь, тем больше неочевидных решений видишь и на сессиях, и на основной работе, и в жизни.
К эксперту чаще всего приходят с запросами двух типов:
- Помощь с карьерой — консультация, сопровождение до оффера, рост до руководящей должности, старт в бизнесе
- Бизнес-консультации — аудит отдела маркетинга, поиск новых каналов, настройка системы мотивации и т.п.
Минусы тоже есть. Евгений Черданцев выделяет самые ощутимые.
Во-первых, среди клиентов встречается около 10%, которым наставник не понравился. С открытым негативом эксперт пока не сталкивался — обычно недовольные просто оставляют нейтральный сухой отзыв, по которому считывается разрыв ожиданий и реальности. Это задевает самооценку, нужно просто принимать как факт.
Во-вторых, минимум половина обратившихся за помощью не выполняет рекомендации. Бывает, спросишь, как у них дела через полгода — а все осталось так же. Есть прямая корреляция с бесплатностью сессий: если помогаете безвозмездно, то реальное наставничество или менторство редко получается. В большинстве случаев это будет «хороший разговор по душам» с соответствующим результатом.
Самым большим сюрпризом было для меня, когда после регистрации на одном крупном сервисе заявки начали прилетать чуть ли не каждый день. Но непосредственно до самих сессий доходило меньше половины, хотя предприниматели весьма драматично описывали свои болевые точки. Но это тоже надо принять как часть работы.
Эксперт считает, что каждому специалисту, который достиг определенного уровня, стоит себя попробовать в наставничестве. Это даст новый виток развития, свежие идеи в работе, а еще классно пролечит «синдром самозванца».
Хотите поделиться личным опытом про работу с людьми — пишите нам по форме обратной связи под статьей
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы
