«Киноработники фактически за рамками трудового кодекса»: почему сценаристы в Голливуде активно борются за свои права, а в России — нет

«Киноработники фактически за рамками трудового кодекса»: почему сценаристы в Голливуде активно борются за свои права, а в России — нет

Ксения Леонтьева

В октябре 2023 американские сценаристы вернулись к работе после длительной забастовки, добились, чтобы им подняли зарплаты и улучшили условия труда. Почему подобного не случается в России, каково работать в отечественной киноиндустрии, рассказываем вместе с сопредседательницей Межрегионального профсоюза кинематографистов (МПК) Ксенией Леонтьевой.

Суть забастовки сценаристов и актеров

В 2023 году у Гильдии сценаристов США (WGA) закончился трехлетний коллективный договор с Альянсом продюсеров. Крупные студии — Disney, Pixar, Netflix и т. п. — не согласились с условиями сценаристов. Забастовка началась 2 мая, а 12 июля к сценаристам присоединились актеры. 

Гильдии в США — это те же профсоюзы, объединения работников одной профессии для защиты коллективных прав.

Важно: забастовка киноработников — это не капризы крупных звезд, а попытка добиться лучших условий для рядовых авторов и актеров. Хотя актеры первой величины тоже состоят в гильдии и присоединились к забастовке, чтобы поддержать коллег. 

Требования обеих гильдий были примерно одинаковые.

  • Увеличение базовой ставки.
  • Пересмотр условий за «остатки» — вознаграждения, которые выплачивают после релиза ленты. Для релизов в кинотеатрах они гораздо выше, но в пандемию большинство фильмов выходили сначала на стримингах, из-за чего доходы сценаристов упали. 
  • Увеличение штата и снижение нагрузки на проектах для стримингов. За последние годы количество сериалов сильно выросло, а количество сценаристов на каждом — сократилось. То есть им пришлось работать больше, быстрее и за меньшие деньги.
  • Требовали, чтобы нейросети использовали только как дополнительный инструмент. А продюсеры уже начали придумывать, как переложить на ИИ всю работу людей. Например, предлагали актерам за 1000 долларов отсканировать их внешность, чтобы потом неограниченно использовать ее в любых съемках на неограниченный срок.

После долгих переговоров, срыва и переноса проектов продюсеры согласились на требования гильдий сценаристов и актеров почти в полном объеме.

Почему в России нет забастовок сценаристов и актеров, как в США

Масштабных протестов в российском кино не бывало. Этого, по мнению Ксении Леонтьевой, не происходит по двум причинам:

  1. Нет сформированной профсоюзной культуры, сильных профсоюзов, не хватает солидарности.
  2. Слишком много ограничений. Например, чтобы объявить забастовку, нужно сформировать специальный орган и провести собрание не менее половины работников организации, уведомить работодателя заранее и т. д. (ст. 410 ТК РФ).
Но локальные события происходят. Например, если техническая группа не захочет работать 20 часов подряд или потребует выплаты задержанной зарплаты, она может просто взять камеру и свет и уехать. Тогда продюсеры очень быстро решают возникшие проблемы. Но такая межцеховая солидарность встречается нечасто.

Причем условия у российских работников несравнимо хуже. Текущие ставки сценаристов в Голливуде после забастовки — порядка 10 тыс. долларов в неделю. Базовая ставка актера массовки (до начала забастовки) — 207 долларов за 8-часовой съемочный день. Есть компенсация за переработки, ночные часы, доплаты, если есть дым на площадке, даже за задержку обеда.

Зарплаты российских специалистов, конечно, не идут ни в какое сравнение с американскими. Правила работы за рубежом определяют коллективными соглашениями (basic agreement), за которые и бастовали. В России коллективных отраслевых соглашений нет. Более того — популярна практика работы с фрилансерами по договорам ГПХ. Это снимает с продюсеров ответственность за социальные гарантии*. В результате российских киноработников в каком-то смысле вывели за рамки трудового кодекса — них часто не распространяются нормальная длительность рабочего дня, оплата сверхурочных, компенсация работы в ночное время и в выходные дни. 

*С 1.01.2023 года работающих по договору ГПХ и ТД частично уравняли. Теперь при заключении договора ГПХ работники могут даже уйти на больничный, но у них по-прежнему нет отпусков и оплачиваемых переработок.

Улучшить ситуацию кинематографисты пытаются, публикуя коллективные письма с минимальными ставками и требованиями к длительности перерывов между сменами, выходных дней, практике организации экспедиций. МПК с начала 2022 года собирает и обобщает их в справочнике ставок по цехам российского кинопроизводства

На нашу таблицу ссылаются работники в ходе переговоров, пользуются продюсеры, когда составляют сметы. Но эффективность внедрения ставок зависит от сплоченности цеха и легкости входа в профессию. Наиболее солидарны технические специалисты — операторы, осветители. Требования актеров, которые недавно впервые опубликовали желаемые условия работы, проигнорировали, на подписантов давили — их стали меньше приглашать на пробы и съемки.

По нашему справочнику ставок видно, что в операторском цеху смена длится 10 часов, а в остальных – чаще всего 12. То есть световики и механики камеры начинают получать оплату сверхурочных раньше других. А у многих вообще нет оплачиваемых переработок. И пока цеховая и межцеховая солидарность не возрастет, забастовок и существенного улучшения условий труда, нам не видать.

Еще российским работникам кино приходится использовать свое оборудование и дорогостоящий реквизит, а студии не хотят платить компенсации. Часто случаются и задержки оплаты или вообще невыплаты.

В 2021-22 годах МПК пытался добиться выплат съемочной группе в Петербурге, работавшей над индийским фильмом. По сведениям профсоюза продюсеры не заплатили российской съемочной группе минимум 5 млн руб.

Совместно с СПбГИКиТ (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения) мы регулярно проводим опросы по проблемам в отрасли. И ситуация, к сожалению, не слишком меняется. Разве что неоплат становится меньше.

Как актеров и сценаристов пытаются заменить нейросетями

Профсоюзы за рубежом изучают возможности нейросетей и их последствия для занятости в отрасли, проводят обучающие семинары для своих членов. Новые соглашения актеров и сценаристов с продюсерами оговаривают условия использования ИИ: 

  • сценаристы сами имеют право применять нейросети, но их нельзя заставить это сделать
  • ограничивается количество произведений, которые используют для обучения программ
  • актеры должны давать внятное согласие на то, что их образ будут использовать для его воспроизводства в фильме без привлечения к дополнительным съемкам

В России условия использования ИИ в медиаиндустрии законодательство пока никак не регулирует. Уже было как минимум два прецедента с ИИ, рассказывает Леонтьева. Весной начались съемки первого сериала, сценарий к которому написала нейросеть — «Сидоровы». А в сентябре актриса озвучания и дубляжа Алена Андронова подала в суд на известный российский банк. Актриса утверждает, что ее голос для чата с клиентами использовали не по назначению — в том числе в эротических чатах. Представители банка прокомментировали ситуацию так: актриса передала исключительные права на записи своего голоса, поэтому заказчик может использовать их в том числе и для обучения нейросетей.

Профсоюзная культура в России и США

Гильдия сценаристов востока США появилась еще в 1912 году, запада — в 1954, вместе они насчитывают около 25 тысяч членов. Гильдию киноактеров основали в 1933, она представляет интересы 117 тысяч человек. В Америке почти невозможно нанять автора или актера, который не состоит в гильдии.

МПК существует с 2020 года, и в нем состоит очень небольшая часть работников индустрии. Попытки организовать профсоюз были и раньше. Одной из самых успешных стал Межрегиональный профсоюз работников киноиндустрии и телерадиовещания. Он просуществовал около 10 лет, помогал возвращать работникам невыплаченные гонорары и даже вошел в состав трехсторонней комиссии при Минкульте. Но в 2017 году умер его председатель Эдгар Ершов. Восстановить деятельность организации после его ухода не удалось. 

Препятствует профсоюзному движению в России и огромное недоверие к этому институту, возникшее еще во времена СССР и слабые горизонтальные связи в российском обществе. Нам ежедневно приходится преодолевать это сопротивление, — добавляет Ксения Леонтьева.

Основная деятельность МПК сегодня — собирать данные о текущих ставках и реальных условиях труда, оказывать киноработникам юридическую помощь. 

Как минимум раз в неделю к нам обращаются киноработники, которым недоплатили или задерживают оплату, случилась травма в экспедиции, и они остались без работы и т. п. Наши инструменты сегодня — это знание законов и информирование. Так можно защитить права. Но разумный режим труда и отдыха, регулирование искусственного интеллекта, уважительное отношение ко всем членам съемочной группы — это вопросы интересов. А интересы можно отстаивать только коллективными действиями. Сейчас этому препятствуют наша малая численность и напряженная политическая обстановка.

Впрочем, иногда достаточно письма от профсоюза или звонка нашего юриста продюсеру, чтобы тот почувствовал серьезность намерений пострадавшего в деле отстаивания своих прав и отступил, — говорит Леонтьева. — В любой кризисной ситуации работнику важно почувствовать, что он не одинок, что за его спиной товарищи и юристы, которые готовы поддержать в трудную минуту. Профсоюз — это про солидарность. И мы рады, если нам удается вселять уверенность в киноработников.


Как относитесь к профсоюзам? Ответьте в реакциях 😊

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0