Некоторые компании переплачивают за аренду рабочих пространств в погоне за красивыми решениями или «запасом» посадочных мест. Часто эти траты неоправданны с точки зрения производительности.
Владимир Дорофеев, управляющий партнер сети «Практик» и OFIX рассказал, как выбрать офис, чтобы найти баланс между потребностями сотрудников и бюджетом.
Какой офис выбрать
Полная удаленка больше не в моде. Теперь сотрудники хотят гибкости: сегодня поработать дома, завтра — встретиться с коллегами в офисе. Но не в любом, а в таком, куда хочется приходить — с удобной мебелью, вкусным кофе, уютной кухней и тишиной в переговорке. Где красиво, удобно и продуктивно.
Но офис уровня А/А+ стоит больших денег. Особенно если арендовать или покупать его «в бетоне», то есть без мебели и отделки. Причем стоимость аренды в Новосибирске, Казани и других крупных городах вплотную приблизилась к Москве и Петербургу.
Есть три варианта офисов:
- Классический. Вы арендуете «бетон» и делаете все сами: ремонт, мебель, техника, клининг, интернет. Подходит тем, у кого есть свой офис-менеджер, дизайнер и бюджет на ремонт и обслуживание.
- Сервисный офис. Все уже готово: мебель, техника, кухня, переговорки, ресепшен, клининг. Вы платите только за места, которые используете и можете легко масштабироваться.
- Коворкинг. Офисное пространство с арендой мест по часам/дням. Вся необходимая офисная инфраструктура без закрепленных рабочих мест. Подойдет для стартапов и команд до 10 человек. Но для компаний среднего и крупного размера в нем часто бывает слишком тесно и шумно.
Как определиться с размером офиса
Если перед вами встал вопрос аренды пространства для команды, часть которой работает удаленно, не спешите считать метры. При гибридной загрузке правильнее планировать бюджет от количества рабочих мест, а не «квадратов». Определить, сколько мест вам действительно требуется, поможет простая формула:
X = N × K × D
X — оптимальное количество рабочих мест в офисе
N — общее число сотрудников компании
K — доля сотрудников, которые работают из офиса постоянно
D — коэффициент запаса на случай совещаний, визитов удаленных сотрудников и расширения команды (в среднем он равен 20%)
Пример:
У вас в команде 50 человек. 60% из них готовы постоянно работать в офисе, остальные хотят приходить время от времени. Арендовав при таком раскладе офис на 50 мест, вы переплатите. Рассчитаем оптимальное количество рабочих мест по формуле:
X = 50 × 0.6 × 1.2 ≈ 36 рабочих мест
⭐️ Лайфхак
Избежать ситуаций, при которых в офис в один день пришло больше сотрудников, чем он может вместить, поможет desk booking. То есть система онлайн-бронирования рабочих мест, которую предоставляют практически все современные сервисные офисы.
Сервисы для подбора офиса
Прежде чем записываться на просмотр, можно изучить предложения по аренде в вашем городе онлайн. Вот платформы, которые в этом помогут:
- Arendator.ru, ЦИАН:Офисы — подбор офисных помещений с фильтрами по цене, району, классу здания и инфраструктуре.
- Яндекс.Карты + отзывы на 2ГИС — чтобы оценить реальную доступность, инфраструктуру и отзывы арендаторов.
Если не хотите тратить время на поиски, обратитесь к брокерам по офисной недвижимости — они знают рынок, помогут с переговорами и проверкой договора.
Топ-3 ошибок при выборе офиса
- Арендовать «на вырост». Арендуя офис на 80 человек при команде из 40, вы переплачиваете вдвое. Гораздо эффективнее — арендовать 40 мест на площадке, которая может предоставить вам возможность быстро расширить количество рабочих мест при необходимости.
- Не учитывать скрытые расходы. «Дешевая» аренда часто оборачивается затратами на ремонт, клининг, охрану и обслуживание. Считайте TCO — total cost of ownership: он включает в себя сумму расходов на покупку/аренду помещения, коммунальных платежей и всех затрат на ремонт, техобслуживание и эксплуатацию офиса.
- Игнорировать базовые потребности сотрудников. Стильный офис с панорамным видом, но без нормального Wi-Fi или парковки — это путь к массовому «Я сегодня на удаленке».
☝️Комментарий Зарплаты.ру
Действительно, эстетика играет малую роль в выборе компании или формата работы, как мы выяснили в нашем блиц-опросе среди HR-ов и соискателей в 2022 году. Даже самые впечатляющие дизайнерские решения, победившие в международных конкурсах, порой проигрывают банальной удаленке.
Вот несколько правил, которые помогут найти нужный баланс:
- Выберите простой, но приятный стиль и добавьте в него немного символики компании и чего-то «домашнего». Например, спортивный или творческий уголок — что-то, что отражает корпоративную культуру и интересы сотрудников.
- Выбирайте помещения с большими окнами и естественным освещением — это снизит нагрузку на глаза и улучшит настроение сотрудников.
- Совсем не эстетическим, а вполне функциональным решением будет добавить комнатные растения. Они тоже будут благотворно влиять на настроение и продуктивность.
- Выбирая тип планировки, учитывайте, какой тип задач превалирует в работе команды. Опенспейс подходит, если сотрудникам нужно много взаимодействовать друг с другом, а изолированные пространства — для сосредоточенной работы. Но в большинстве случаев лучше выбрать гибридный офис, где есть и просторные общие кабинеты и небольшие помещения.
Поставьте 👍, если статья была полезной!
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы