Зачем нужен оффер, если он не имеет юридической силы

Письменное приглашение успешного кандидата от лица компании — последний этап перед заключением трудового договора. Никаких юридических гарантий не дает, зато фиксирует устные договоренности и добавляет жирных плюсиков HR-бренду. Если вам прислали оффер — значит, действительно очень ждут. Почитайте, как это работает.

Откуда в России взялись офферы

Оффер — предложение о трудоустройстве, которое работодатель присылает потенциальному сотруднику после успешного собеседования. Основная задача — зафиксировать итоговые условия, о которых договорились с кандидатом-финалистом отбора. Дальше слово за соискателем — принять предложение или отклонить.

В нашем законодательстве нет такого понятия, как оффер на работу — отношения между работодателем и сотрудником определяют условия в трудовом договоре. Но крупные компании, особенно в сфере IT и финансов, активно используют офферы для нелинейных позиций — например, для менеджеров среднего и высшего звена, специалистов с уникальными компетенциями или особыми полномочиями.

Экскурс в историю: в конце 90-х и начале нулевых в Россию пришло много западных компаний, а рынок открылся для иностранных инвестиций. Такие гиганты, как Microsoft, Coca-Cola, Unilever, Boston Consulting Group, использовали привычные для них стандарты найма, в том числе — джоб-офферы. Инструмент прижился в российских реалиях и набрал популярность среди HR-специалистов.

Чаще всего офферы применяют в крупных организациях из банковского сектора и сферы IT, где многие процессы устроены по западным образцам. За границей этот документ имеет юридическую силу, но в России о такой перспективе пока только говорят, — дополняет старший вице–президент ИК Fontvielle  Анастасия Хрусталева. 

Как выглядит оффер

Единого стандарта того, как содержательно наполнить и оформить оффер, нет. В приглашении на работу обычно указывают:

  • должность или роль в команде
  • основные обязанности
  • зарплату (сумма, регулярность выплат, бонусы и премии)
  • рабочий график
  • дату начала работы
  • продолжительность испытательного срока, если он есть
  • опции соцпакета
  • тип контракта: временный, постоянный, проектный
  • адрес офиса или места работы
  • условия отказа или отзыва оффера — например, если кандидат не ответит в течение определенного времени
Документ не имеет юридической силы, поэтому направить его кандидату можно хоть в электронном виде, хоть в бумажном. Для творческих позиций можно и покреативить. Например, вместе с джоб-оффером прислать фото пустого рабочего стола с ленточкой «Жду тебя» или короткое видео о корпоративной жизни, — уточняет Борис Сысоев, основатель сервиса myresume.ru, специалист по отбору и развитию персонала.

Зачем оффер компании

Инструмент используют при найме топ-менеджеров, ключевых сотрудников, специалистов с редкими компетенциями. У таких людей предложений о работе много, работодатели «встают в очередь». Оффер дает сразу несколько козырей:

  • Компания показывает, что настроена серьезно, готова к честному и прозрачному диалогу -> больше доверия, крепче HR-бренд
  • Соискателя вдохновляют подробным описанием бонусов и преимуществ -> больше очков среди конкурентов
  • С готовыми шаблонами офферов HR-отдел быстрее оформит предложение кандидату -> выше эффективность найма
Офферы помогают компаниям отслеживать внутренние KPI — скорость, с которой удается закрывать вакансии, процент отклоненных предложений, долгосрочное удержание сотрудников, другие HR-метрики, — добавляет бизнес-ментор Валерия Соколова.

Плюсы для кандидата

Оффер от работодателя — финишная прямая всех этапов собеседования и устных договоренностей. Письменно зафиксировали условия — исключили фактор «ой, мы вас не так поняли». Анастасия Хрусталева поясняет:

Как иногда бывает — на интервью работодатели обещают золотые горы, чтобы хоть как-то привлечь кандидата, а как заключают трудовой договор, «забывают» о сказанном. Джоб-оффер дает соискателю понять, что сюрпризов не будет.

НО! Компания в любой момент может отозвать оффер, соискатель также может изменить свое решение. Пока трудовой договор не подписали, никто никому ничего не должен. Это репутационная история, а не правовая.

Если зарплата в трудовом договоре оказалась меньше, чем указали в оффере, соискатель может попытаться доказать обман в суде, но шансы на успех крайне малы — оффер не имеет юридической силы. Такие ситуации негативно скажутся на репутации компании, серьезные работодатели так не поступают, — уверена Валерия Соколова. 

Действительно, зачем тратить ресурсы на развитие HR-бренда, если потом своими же руками его убьешь 🙄

Единственное, за что могут привлечь работодателя, — необоснованный отказ кандидату заключить с ним трудовой договор (ст. 64 ТК РФ). Если кандидат обратится с жалобой в суд, формулировки в духе «живет далеко от офиса» или «у него трое малолетних детей» не спасут компанию от штрафа, предупреждает Борис Сысоев. 


Как думаете, оффер — полезный инструмент в российских реалиях? Ставьте реакцию под текстом