«Как ты стал звездой»: STAR-подготовка к собеседованию

Если вдруг стесняетесь говорить о своих достижениях и теряетесь от вопросов рекрутеров о прошлом опыте, это не значит, что вы плохой специалист. Нужно научиться правильно себя презентовать, об этом и расскажем в сегодняшней статье.

Что такое STAR-интервью

Обычно так называют сценарий собеседования, но на самом деле STAR — это фреймворк, который можно использовать в любой ситуации, когда нужно рассказать об опыте. Он помогает «продать» вас как специалиста работодателю или клиенту, но не сухим перечислением навыков, а на языке достижений и кейсов.

Суть в том, что вы рассказываете случай из рабочего опыта, но делаете это по специальной структуре.

S (Situation) — В чем была проблема? Какую боль клиента вы решали? Если это был конфликт — то в чем была его суть и кто был участниками?

T (Task) — Превращение проблемы в задачу. К какому решению вы пришли и каким путем?

A (Action) — Реализация задачи. Что сделали, чтобы решить проблему? Какие этапы прошли? Как планировали работу? Какие навыки задействовали?

R (Result) — Результат. К чему удалось в итоге вы пришли? Достигли ли цели, удалось ли решить проблему? Если нет, то почему и как развивалась ситуация дальше?

Рекрутеры на собеседовании или в анкете на вакансию часто задают вопросы по этому фреймворку, особенно когда речь идет о руководящих или креативных должностях. Но и кандидаты могут использовать его, чтобы рассказать о своем опыте. Это не только упростит коммуникацию, но и даст уверенность в своих силах, а еще — будет плюсом к портрету специалиста. 

Совет: на досуге «разложите» несколько случаев из своей работы или даже хобби. Это поможет укрепить самоценность и прогнать синдром самозванца.

Структурированный подход к интервью значительно повышает качество найма. Мы используем STAR преимущественно для управленческих позиций среднего и высшего звена, ключевых экспертных ролей, продажников. Например, на вопрос о преодолении кризисной ситуации кандидат описывает: Situation — падение продаж на 40% в пандемию;  Task — необходимость сохранить команду и восстановить показатели; Action — запуск онлайн-направления и переформатирование работы с клиентами; Result — рост продаж на 25% к концу года и сохранение 95% персонала. Такой ответ дает рекрутеру полное понимание его навыков управления.
Quote: "Елена Уварова" Собственник в hrbusiness.ru, эксперт-практик в масштабировании бизнесов, управленческом и hr-консалтинге

Как соискателям использовать метод STAR

Карьерные консультанты часто советуют этот фреймворк клиентам. Использовать его можно везде:

  • В резюме — чтобы описать опыт. Особенно подойдет, когда важно рассказать не о долгом сотрудничестве с одной компанией, а о большом проекте.
  • В отклике — чтобы добавить кейсы в сопроводительное или мотивационное письмо. Тогда это будет не просто «поток сознания», а «продающий» текст: «Вот что я сделал, вот как я к этому пришел и почему у меня получилось».
  • В портфолио — чтобы донести ценность своей работы. Если вы не просто выложите текст, картинку или кусок кода, а расскажете, как вы это делали и зачем, то у работодателя или заказчика будет больше желания сотрудничать с вами.
  • На собеседовании — чтобы произвести нужное впечатление. Структурированный рассказ о себе выгодно подсветит ваши сильные стороны.
Однажды при оценке кандидата на позицию менеджера по продажам я задавала вопрос о ситуации, когда кандидат столкнулся с трудной сделкой. Он описал, как ему удалось наладить контакт с клиентом (ситуация), объяснил свои цели (задача), рассказал о стратегиях, которые применил (действие) и поделился итогами, в том числе — увеличение продаж на 20% (результат).
Quote: "Евгения Гюлазян" Руководитель группы по работе с персоналом ГК Selecty
Например, на собеседовании кандидата на вакансию руководителя PR-практики мы задаем вопрос по STAR: «Расскажите о ситуации, когда вам пришлось формировать или перестраивать PR-команду. Как вы это делали и к какому результату пришли?».
Quote: "Анастасия Курникова" HR в коммуникационном агентстве PR Partner

Анастасия делится ответами одного из кандидатов, которык раскрыли его лидерские навыки и то, как он умеет действовать в кризисных ситуациях, делегировать и развивать сотрудников.

📌
S — «В предыдущем агентстве ушли два ключевых менеджера, в команде остались только junior-специалисты, а нагрузка на проектах выросла».

T — «Нужно было за 1 месяц укрепить команду, сохранить клиентов и не допустить, чтобы услуги упали в качестве».

A — «Я провел аудит навыков сотрудников и перераспределил роли в команде, нашел фрилансера «на подхват». Ввел систему наставничества: senior-менеджер из другой практики курировал juniors. Запустил ежедневные планерки по 15 минут для контроля задачи».

R — «Через месяц команда стабилизировалась, клиенты не ушли, а два junior-специалиста выросли до middle».

Примеры STAR-вопросов на собеседовании

Ниже вы найдете несколько «задачек», которые может предложить вам рекрутер. Но вы можете и сами использовать их, добавив ответ в резюме или сопроводительное письмо. Или просто для рефлексии — чтобы увидеть свои достижения и поднять профессиональную самооценку🥰

Найти работу

Свежие предложения на Зарплате.ру

Проверить вакансии
  • Расскажите о ситуации, когда вам пришлось побуждать к действиям демотивированную команду.
  • Опишите случай, когда нужно было принять непопулярное решение.
  • Приведите пример успешного проекта, который вы реализовали с нуля.
  • Расскажите, как вы действовали в условиях жесткого дедлайна.
  • Была ли ситуация, когда вы не согласились с решением руководителя?
  • Как вы справлялись с негативом от клиента?
  • Расскажите о ситуации, когда вам пришлось работать в команде для достижения общей цели. Какую роль вы играли, и как вы справились с возникающими трудностями?
  • Расскажите о конфликте на работе, в котором вы участвовали. Какова была ситуация, какая задача стояла перед вами, какие действия вы предприняли и каков был результат?
  • Расскажите о ситуации, когда пришлось срочно перестраивать свой рабочий уклад из-за внешних изменений (рыночных, политических и т. п.) Как вы справились с этим и к чему пришли?
  • Опишите ситуацию, когда вам нужно было принять важное решение на основе ограниченной информации. Как вы подошли к этому и каков был результат?
  • Расскажите о случае, когда вам нужно было придумать нестандартное решение для сложной задачи. Как вы это сделали и как это повлияло на вашу команду или компанию?
  • Приведите пример, когда кто-то критиковал вашу работу. Как вы отреагировали и изменили ли что-то?
  • Опишите случай, когда вам пришлось доносить сложную идею до коллег. Как вы это сделали?
  • Приведите пример, когда вы работали в жестких дедлайнах. Как вы справлялись?

Поставьте 👍, если статья была полезной!