Коммуникации — это не просто передача информации. Это культура, в которой сотрудники чувствуют себя ценными, осведомленными и связанными с общей целью. Прозрачная и структурированная система внутрикома напрямую связана с вовлеченностью, лояльностью и другими HR-метриками. Как создать работающую систему внутрикома с нуля, рассказывает эксперт по корпоративной культуре и HR-брендингу Анастасия Миронова.
Анастасия экс-руководитель отдела по развитию бренда работодателя и корпоративной культуры онлайн-кинотеатра Иви. Помогает компаниям строить сильный бренд работодателя и развивать корпоративную культуру. У нее больше 10 лет опыта в разных сферах — от финансов до IT и развлечений. Запускала стажерские программы, выстраивала внутренние коммуникации, разрабатывала онбординг-процессы и повышала вовлеченность команд.
Контекст и отправная точка
В конце прошлого года передо мной встала задача — запустить систему внутренних коммуникаций в крупной международной компании. Несмотря на 25-летнюю историю, в организации не было выстроенного подхода, что создавало атмосферу, похожую на стартап.
Компания управляет несколькими продуктами, основные направления — фулфилмент и автозапчасти. В команде около 700 сотрудников. Половина работает в цифровых командах (product-менеджеры, аналитики, IT-специалисты, бэк-офис), другая половина — «синие воротнички» (работники склада).
Внутренние коммуникации были хаотичными. Цифровые команды получали новости, но в основном через рекрутеров, чья основная задача — наем, а не коммуникации. «Синие воротнички» были практически исключены из информационного поля компании последние полгода до моего прихода. Цель проекта — создать эффективную систему коммуникаций, которая обеспечит прозрачность, поддержку и вовлеченность, особенно для удаленных сотрудников и работников складов.

Исследование и ключевые инсайты
Я начала работу с анализа ситуации. Прежде чем внедрять решения, важно понять «болевые точки» сотрудников и то, какую информацию они хотят получать.
Провела масштабный опрос вовлеченности по моей собственной разработке. Это анкета, разделенная на блоки, например, «Отношения с командой», «Отношения с руководителем», «Баланс работы и личной жизни», «Лояльность», «Обучение и развитие» и др. Оценка происходит в разрезе департаментов и/или отделов. От опросника Gallup мой отличался объемом и более комплексным подходом. Например, я также изучала:
- насколько сотрудники удовлетворены задачами и процессами, в которые вовлечены
- как они оценивают взаимодействие с СЕО, если взаимодействуют с ним, или как оценивают его работу
- насколько им близки ценности компании, которые находились на этапе внедрения
На опрос, анализ и обработку результатов ушел месяц.
Ключевые инсайты:
- Низкая осведомленность о стратегии и целях компании. Многие сотрудники, особенно вне цифровых команд, не понимали, куда движется компания, как они влияют на общий результат.
- Разные уровни лояльности по отделам. В командах с сильными и вовлеченными менеджерами была высокая вовлеченность, а в командах, где таких не было, — сильно ниже. Из-за нехватки коммуникации единое корпоративное сообщество не формировалось.
- Не было связи с важными событиями и процессами. Многие сотрудники, особенно «синие воротнички», не получали информации о ключевых изменениях, инициативах руководства и жизни компании в целом.
Решение: создать систему внутренних коммуникаций
На основе этих инсайтов я разработала многоуровневую систему коммуникаций с различными форматами для разных групп сотрудников.
Вот часть новых каналов коммуникации для цифровых команд:
- Электронный журнал на базе Notion с новостями компании, историями сотрудников и отраслевыми трендами. Основные новости из журнала дублировали в корпоративном мессенджере Slack — главном для компании канале коммуникации.
- Email-дайджест с ключевыми обновлениями, который сотрудники получали в конце недели.
- Презентации команд онлайн-формате, похожие на Q&A сессии — рассказы о работе разных подразделений и их достижениях. Их проводили по запросам команд. Например, команда аналитиков рассказывала сотрудникам digital-команды, над какими проектами они работают, какие данные анализируют, с какими задачами могут помочь, и в целом кто в команде работает.
- Посты-приветствия новых сотрудников в Slack — представление новичков для более легкой адаптации, которые также дублировались в электронном журнале.
- Открытые встречи — форматы, где команды могут обсуждать свою работу, успехи и вызовы.
Новые каналы коммуникации для «синих воротничков»:
- Электронный портал на базе Notion на общих компьютерах на складах, где можно узнать важные объявления и информацию о бенефитах, других офисах и достижениях сотрудников.
- WhatsApp-чат, в котором дублировали основные новости.
- Доска почета для признания заслуг сотрудников.
- Конкурсы для генерации новых идей и повышения вовлеченности. Например, разыгрывали брендированный мерч за лучшие идеи — сотрудники сами говорили о том, что с удовольствием бы носили что-либо с символикой компании.
Эти форматы хорошо работают при параллельном и регулярном использовании, систематическом подходе. Конечно, выигрывает человечность — больший отклик у сотрудников всегда находят истории успеха, интервью и посты-приветствия.

Вовлечение руководства в процесс коммуникаций
Чтобы система работала не только «снизу», я представила результаты опроса топ-менеджерам, показав, насколько внутренние коммуникации влияют на вовлеченность и продуктивность. Мы совместно разработали план действий, включающий:
- Регулярное признание достижений сотрудников. Каждые две-четыре недели для команды и каждые десять недель для компании.
- Развитие культуры обратной связи через чек-ины каждые две недели
- Образовательные сессии для профессионального развития
Результат
Проект изменил внутренние коммуникации с разрозненных и случайных на структурированные и прозрачные. Сотрудники теперь регулярно получают новости, чувствуют себя частью компании и лучше понимают ее стратегию.
Поставьте 👍, если статья была полезной! Присылайте свои кейсы по подбору и управлению персоналом в редакцию👇
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы