Меня зовут Алексей Волчков, раньше проектировал микросхемы и строил дома, а теперь — создаю деревянные портреты из микромозаики. Мои работы есть в частных музеях и даже в Белом доме. А началось все… с уборки на даче.
Мой дед был столяром-краснодеревщиком, думаю, любовь к дереву у меня от него. Мы в детстве постоянно что-то вместе мастерили. Я выучился на инженера-конструктора, сначала проектировал микросхемы, а после перестройки пошел в деревообрабатывающую промышленность: строил дома, занимался внутренней отделкой, лестницами и мебелью.
В 55 лет вдруг остался без работы. Весной, летом и осенью жил на даче: улучшал дом, иногда выполнял небольшие заказы. В нашей индустрии сложно найти хороший проект, без знакомых никак — слишком много обмана. Поэтому я поспрашивал бывших коллег, увы, у них тоже было туго с работой. Устроился в компанию по мелкому ремонту квартир, но быстро ушел: труд был тяжелый, со сложной логистикой и однообразными задачами.
Честно, в то время у меня было отвратительное состояние. Мечтал начать свое дело, чтобы работать не физически, а ментально. Устал стоять у станка и таскать доски, хотел придумывать разные творческие штуки. И чтобы проект работал без больших финансовых вложений. В общем задача была непростая.
Первый мастер по портретам из микромозаики
Пока работал, собирал доски из разных пород дерева. Сам не знаю, зачем их копил, просто нравились красивые дощечки. В качестве подработки делал из них на станках крупную деревянную мозаику 4×4 см.
Однажды убирался на даче и подумал, а может сделать мозаику помельче? Я все-таки инженер-конструктор. Сел и стал экспериментировать: сначала нарезал доски на мозаичные кубики и постепенно уменьшал их размеры, затем стал подбирать по цветам — я не крашу дерево никакими красителями, использую только натуральные цвета древесины. Идея мини-мозаики так меня увлекла, что я целыми днями пропадал в мастерской.
Пока делал детали 4×4 см, клиенты оставляли заказы. Но чем меньше становились элементы, тем реже покупали работы. Когда дошел до кубиков 5×5 мм, продажи прекратились. Заказчики не понимали, зачем им такая мозаика в отделке помещений. А я осознал, что несмотря ни на что хочу заниматься портретами из микромозаики. Не знаю, как к этому пришел, просто как будто случилось озарение. Я много экспериментировал: переделывал оборудование, покупал специализированные пилы и в итоге довел свои кубики до размеров 1×1 мм.
Когда отработал технологию, стал искать нечто подобное в интернете и… до сих пор не нашел! Возможно, в 18–19 веках в Европе и делали такое, но информации не сохранилось.
Домочадцы реагировали на мое дело по-разному, в основном поддерживали. Мама сказала: «делай то, что душа просит». Жена любит меня, поэтому всегда терпит мои выкрутасы, хотя как-то предложила пойти работать водителем троллейбуса, я даже сходил в депо «на разведку» — но дошел до ворот, постоял и развернулся. Сын выдал: «значит так надо». А дочь прокомментировала: «папа окончательно сошел с ума».
Думал, что портреты из микромозаики тут же купят, но ошибся
Поначалу наивно полагал, что стоит мне создать портрет знаменитости в своей авторской технике, как его тут же оторвут с руками. Ничего подобного! Люди восхищались, награждали медалями, но не покупали.
Первые две работы — портреты Дональда Трампа и Дэн Сяопина я отправил на выставку «Талант России 2019» в московском Гостином дворе. Они заняли первое и второе места, мне рекомендовали вступить в «Евразийский художественный Союз», как творцу, работающему в уникальной технике декоративно-прикладного искусства. Но никто ничего не купил.
Вообще, вопрос денег был самым трудным в первый год работы. Для микромозаики просто нет рынка ни в России, ни в мире. Портрет Трампа я в итоге отправил «Почтой России» в Белый дом. В ответ получил благодарственное письмо от четы Трампов. К счастью я не сдавался, держался благодаря интересу, признанию на выставках и злости на самого себя — как это я не смогу реализоваться в творчестве?
Продал только седьмую по счету работу
Хорошо помню свою первую покупательницу: сделал фрагмент фрески «Христос Пантократор» и выставил на фестивале «Quilt Fest-2020» в Москве. Работа была очень сложная, я впервые собирал мозаику из кубиков 2×2 мм.
Через 15 минут после открытия ко мне подошла женщина… вгляделась в работу, и я увидел, что у посетительницы задрожал подбородок. Она не могла оторвать взгляда от мозаики и сказала, что хочет ее купить. Я просто не поверил, что так бывает, в тот день заработал 2500 долларов.
Я хочу заниматься искусством, а не просто бизнесом
Сейчас я мог бы без проблем создать свой микро-бизнес и продавать серийную продукцию на маркетплейсах, но мне это не интересно. Я исследователь по натуре, меня влечет новое. Поэтому принципиально не повторяю свои работы и художественные техники.
Например, три года назад перешел с плоской двухмерной мозаики в трехмерную. Первую работу «Вода» в новом стиле сделал для «Salon d’art contemporain Unis Vers Art 2021» французской ассоциации культуры «Наследие». Сейчас она находится в частном московском музее.
Несколько раз бросал учебу, но все же стал дипломированным абстракционистом
Когда начинал делать мозаику, у меня не было художественного образования, просто любил рисовать, чертить, проектировать. Но со временем все острее чувствовал, что знаний не хватает. Друзья посоветовали школу «Саброс» при Союзе Абстракционистов России, и я поступил на ускоренный курс.
Изучил все классические направления абстрактного искусства, но никак не мог найти себя. Бросал учебу, возвращался, снова уходил. Был как-то момент, когда рисовал в школе, а слезы сами текли из глаз, потому что видел, что нет у меня своего художественного стиля. Мой преподаватель — Сергей Куприянов, президент Союза абстракционистов России, меня успокаивал: «работай…работай — оно придет». И правда пришло, теперь работаю в технике «супрематический минимализм». Кстати, школу закончил с отличием — с золотой медалью Кандинского.
Делаю украшения и мечтаю открыть собственную школу
К сожалению, мои крупные мозаичные работы по-прежнему тяжело продаются. Например, портрет «Фредди Меркюри» выставлен за 23000 долларов. Искусствоведы-оценщики считают, что это справедливая цена, но покупателей пока нет — новому всегда сложно продвигаться.
Поэтому три года назад я сменил вектор творчества, теперь создаю украшения и продаю их на зарубежных маркетплейсах. Помимо дерева в составе есть камни и металлы. Это уже настоящая ювелирная микромозаика.
Планирую заняться деревянными корпусами для ювелирных инструментов и коробками для презентации бриллиантов в моем авторском стиле. Доходы от этих сфер помогут мне продолжить трудиться над крупными работами. Со временем мечтаю открыть первую в мире школу деревянного микромозаичного искусства.
Интервью взяла Анастасия Столбова
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы