Карьерный прыжок без страховки: как я ушла из найма в разгар пандемии

Карьерный прыжок без страховки: как я ушла из найма в разгар пандемии

Марта Мелес

Меня зовут Марта Мелес, я графический дизайнер. В разгар ковидного локдауна я жила в Москве на съемной квартире без мужа, близких. И пока все боялись за свое будущее, решилась строить карьеру на фрилансе.

Я с детства рисую и всегда хотела связать жизнь с живописью. Училась в педагогическом университете Минска по специальности «изобразительное искусство и компьютерная графика». Когда поступала, увлекалась графическим дизайном.

Во время учебы завела группу ВКонтакте, где принимала заказы на обработку фотографий и креативные аватарки. Друзья и знакомые заказывали портреты для близких. Параллельно я стала тату-мастером и успешно работала после вуза, пока не поймала жесткое выгорание.

Влюбилась и переехала в Москву

Чтобы зарабатывать на жизнь, искала себя в найме. Графическим дизайнером никуда не брали, поскольку не было официального опыта. Устроилась в колл-центр, работа совсем не нравилась. Зато по телефону познакомилась с парнем из Москвы, у нас завертелся роман. В Минске ничего не держало, и я решила переехать к возлюбленному. Уже через месяц в российской столице я нашла работу дизайнером в креативном агентстве.

К сожалению, счастливой совместной жизни с парнем не случилось, но у меня появились стабильная работа и зарплата, поэтому я не планировала уезжать из Москвы после расставания.

Временами я ненавидела свою профессию

За пять лет в Москве сменила несколько работ, всегда выбирала, где доход побольше. В начале карьеры зарабатывала 30 тысяч рублей в месяц, а вечерами подрабатывала на удаленке за 5–10 тысяч рублей. В конце 2018 года устроилась в ивент-агентство на зарплату 70 тысяч рублей. Делала макеты для мероприятий: заставки для экранов, таблички, принты для стен.

Зарплата росла, а настроение падало. Временами я ненавидела свою профессию: считала, что в ней невозможно объективно оценить результат. Мои работы принимали или отправляли на доработку с формулировкой «нравится/не нравится». Поэтому я просто старалась делать макеты, которые бы устроили заказчика, чтобы от меня отстали до следующего ТЗ. Сейчас я понимаю, что объективные критерии существуют, но раньше мне не хватало опыта, чтобы это осознать и отстоять свое мнение.

Было трудно читать «помои» от руководства

При режиме жизни с пятидневкой от звонка до звонка было просто некуда и некогда тратить зарплату. Не было сил куда-то ходить после работы, покупать себе красивую одежду, гаджеты.

Но самым страшным была не угнетающая пятидневка, а то, что руководство моего ивент-агентства совершенно не уважало сотрудников. Например, однажды гендиректор прислала письмо на общую (!) почту, где по именам перечислила девушек-дизайнеров и выразила недовольство нашей работой. Среди прочего, например, написала, что у нас полностью отсутствует креативный дизайнерский подход. Работы парней или аутсорс-сотрудников гендиректора почему-то не напрягали.

Подобное отношение меня просто возмутило! Человек же должен понимать, что рабочие отношения — это взаимовыгодное сотрудничество, а не вертикаль «барин — холоп». И если мы такие плохие, почему бы нас не уволить и не набрать хороших? Нет, им просто нравилось поливать нас словесными помоями.

В другой раз я сделала макет, который менеджер раскритиковала, не стесняясь в выражениях, и заставила сделать еще один на свой вкус. Из-за этого я задержалась на несколько часов, которые, конечно, не оплатили. На следующий день клиент ответил, что выбирает мой вариант.

Надеялась, что принудительная удаленка сократит поток негатива

Когда мы с коллегами ушли на локдаун, я думала, что дистант сбавит напряжение в коллективе. Но ошиблась: руководители вели себя также пренебрежительно и в мессенджерах.

Последней каплей стали майские праздники — в тот год официальные выходные длились 11 дней. Руководитель сообщил, что нужно «распределить дежурства», чтобы в каждый из дней кто-то из сотрудников был на связи.

Я напомнила, что работу в выходные должны оплачивать по двойному тарифу, согласно Трудовому Кодексу. На что мне ответили, что это неоплачиваемые «дежурства», и пристыдили: если я откажусь, коллеги из-за меня будут дежурить больше. В ответ написала заявление об увольнении и прислала его в чат.

Мне «великодушно» разрешили не отрабатывать две недели. Думаю, я бы уволилась раньше, если бы не держалась за зарплату. Но бесплатно работать в агрессивной атмосфере не хотела вовсе.

Подушки безопасности хватило бы на два месяца

Как я уже упоминала, на работе я получала 70 тысяч рублей. На аренду квартиры уходило 28 тысяч. На еду тратила всего 5–10 тысяч в месяц. В копилке было около 70–100 тысяч. То есть мне бы хватило на два месяца жизни и аренды, если бы я не работала, или на 3–4 месяца — с подработкой.

Да, у меня не было стабильного дохода, родителей рядом или близкого человека, которые помогли бы с арендой и продуктами. Но я была абсолютно спокойна. Когда ковидные ограничения немного сняли, с удовольствием ходила пешком, знакомилась с людьми. Была счастлива, что могу позволить себе гулять всю ночь напролет.

К счастью, в мае мне предложили вернуться к преподаванию и вести занятия по выходным. Все лето я «выживала» за счет этой подработки с доходом около 20 тысяч в месяц. За квартиру платила из накоплений.

Искала работу на фрилансе, чтобы самой строить свой график

Активно пополняла портфолио и мониторила сообщества с вакансиями. Много откликалась, много общалась, делала тестовые задания. Решила продвигаться как иллюстратор, стала рисовать для себя. Конечно, у меня уже был опыт поиска заказов на фрилансе, но теперь я бросила на это все силы, правда, не забывала об отдыхе и прогулках.

соискатели

Я знала, что лето в нашей сфере — «мертвый сезон». Стабильные заказы появились только с началом осени. Быстро выяснилось, что и креативного подхода у меня достаточно, и профессионализма не занимать. Оказывается, я делаю отличные вещи, которые нравятся людям!

В ноябре нашла заказчика, с которым сотрудничаю до сих пор. Он даже предлагал мне перейти в наем, но я отказалась😊 Стало важно самой строить график.

Кстати, о графике: я встаю в 9–10 утра без будильника, пью кофе в постели, готовлю завтрак, принимаю душ, читаю новости. К 12 дня я готова работать. При необходимости могу задержаться у компьютера до 12 ночи, а то и до двух. Параллельно работе успеваю приготовить обед или сделать другие домашние дела. Могу взять работу на выходные, если это выгодный заказ со сжатыми сроками, а отдых запланировать в любое время — просто не брать задачи на эти даты.

Обычно ко мне приходят за иллюстрациями — в этой сфере конкуренция оказалась меньше, чем в графическом дизайне. Также я с удовольствием верстаю презентации, делаю полиграфию. Самое крутое — когда получается совмещать обе эти сферы. Например, в моем портфолио есть проект оформления экспозиции музея, где нужны были иллюстрации для печати на стенах. Со всеми клиентами общаемся доброжелательно и вежливо. Даже на правки я теперь отвечаю: «Спасибо за обратную связь! Сейчас внесу изменения».

Работая в комфортном графике и приятной атмосфере, я получаю в полтора-два раза больше, чем на последней офисной должности. То есть сейчас мой доход — 100–150 тысяч рублей в месяц. Я высыпаюсь, ем вкусную домашнюю еду, езжу в небольшие путешествия на несколько дней. Одним словом, получаю преимущества, которых нет в офисе, и повышаю свою ценность на рынке труда.

Не жалею, что пять лет провела в найме

На офисном потоке заказов можно хорошо «набить руку», набраться опыта от коллег. Считаю, что переход на фриланс лучше делать плавно, какое-то время совмещать его с основной работой.

Пять советов наемным сотрудникам, которые хотят перейти на фриланс

  1. Собирайте портфолио! Это самый важный пункт, без портфолио вы не существуете как специалист. Офисный конвейер даст прекрасную возможность это сделать.
  2. Откладывайте подушку безопасности. В первые полгода она точно пригодится.
  3. Ищите первые заказы параллельно работе. Две работы — очень тяжело, но без самоорганизации работать на фрилансе практически нереально.
  4. Верьте в себя. Знаю множество хороших спецов, которые стесняются заявлять о своих талантах, и их обходят самоуверенные бездарности.
  5. Найдите суперсилу. Первое время, конечно, будете хвататься за все, но если нащупаете уникальное, в чем вы лучше многих, — это половина успеха.


👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0