Перезагружаюсь в Эрмитаже: закулисье двух творческих профессий

Перезагружаюсь в Эрмитаже: закулисье двух творческих профессий

Необычными подробностями о своей работе поделились реставратор и оперная певица.

Если устаю, всегда могу прогуляться по музею

Анастасия Бегунова впервые попала в реставрационную мастерскую 10 лет назад, но до сих пор приходит в восторг, когда видит отпечатки древних людей. Сегодня она работает в Эрмитаже, восстанавливает керамику, которую нашли в реках, морях и болотах.

Мое увлечение подводной археологией началось, когда впервые взялась за древний артефакт. Это был античный кувшин, вернее, его осколки. Две недели я днями и ночами трудилась в мастерской музея Подводной археологии в Феодосии, чтобы придать сосуду округлую форму. Сейчас мою работу можно увидеть в Судакской крепости.

Первый античный кувшин, который отреставрировала Анастасия. Сейчас памятник находится в Судакской крепости.‌ ‌
Как я попала в мастерскую? Мы с одногруппниками ходили на профильные конференции, общались с директорами музеев и руководителями экспедиций, представлялись им как потенциальные практиканты. За год обзавелись знакомствами и получили нужный опыт.

А дальше я пришла в Эрмитаж…

Путь эрмитажного работника — долгий и трудный. Из-за конкуренции тяжело найти вакансию в реставрации. Я целый год была волонтером. Руководители оценили мою сборку и склейку сосудов и предложили перейти на договор. А через некоторое время появилось место в штате.

Мы с коллегами работаем в лаборатории, словно детективы собираем «пазлы» из частиц прошлого и за чашкой чая обсуждаем восстановление утраченных деталей. Если устаем, всегда можем прогуляться по залам музея и перезагрузиться.

Особенно я запомнила, как реставрировала краснолаковый античный кубок, который подняли со дна моря. Было важно аккуратно и продуманно очистить его и сохранить остатки лака. Помню, как терпеливо удаляла под микроскопом каждую частичку карбонатной соли. Думаю, получилось отлично. Теперь этот экспонат выставили в Херсонесе-Таврическом в Севастополе.

За романтикой профессии стоит кропотливый труд

Реставрация — удивительная сфера, которая сочетает в себе искусство, науку и мастерство. Однако, за романтикой профессии скрыт кропотливый труд из сосредоточенности и внимания к деталям.

Реставратор должен знать историю искусств, материаловедение, химию и технологию. Уметь работать с различными приборами, например микроскопом и  реагентами. Иногда для результата нужно несколько часов делать однообразные движения или неподвижно сидеть в одной позе. И все это — в маске и перчатках: некоторые материалы забивают легкие, раздражают кожу, портят зрение.

Нужно любить ручной труд, быть аккуратным, бережливым, усидчивым и чувствовать эстетику вещи. А еще следовать этическим принципам: уважать историю и оригинальность артефакта, сохранять его аутентичность. Некоторые памятники хочется «подновить», это не всегда уместно и оправданно. Важно грамотно комбинировать знания и чувствовать материалы.

Самое сложное для меня — мысли об административной и даже уголовной ответственности за ошибки в работе с памятниками искусства. Чтобы выбрать подходящий метод реставрации, изучаю структуру и состояние вещи.

соискатели

Каждое лето провожу на раскопках

В этом году планирую двухнедельную поездку на Сертею — уникальный памятник времен неолита. Он расположен в Смоленской области. Уже несколько лет там идут подводно-археологические раскопки поселений каменного века. Мои коллеги находят деревянные колотушки, керамические сосуды и костяные подвески, датированные девятым тысячелетием до нашей эры, которые я умело консервирую.

Трудолюбие и стрессоустойчивость — секреты успеха вокалиста

Родители Александры Артеменко думали, что дочь станет виолончелисткой: девочку отдали сначала в музыкальную школу, потом в лицей. Но Александра выбрала карьеру оперной певицы и вокального педагога. Она рассказала, как пробиться молодому исполнителю, который мечтает выступать на сцене.

Я всегда любила петь, как-то в раннем детстве решила удивить гостей: отыскала в мамином шкафу платье, туфли на высоком каблуке, взяла дезодорант вместо микрофона и спела «На недельку до второго я уеду в Комарово». Это были мои первые овации!

В музыкальном лицее училась по классу виолончели, пока в подростковом возрасте не «прорезался» сильный голос. Начала брать частные уроки, поступила на академический вокал в ЧГУ имени Ульянова.

Помню забавный случай: в 2018 году поехала на мастер-класс в Германию. Рано пришла в консерваторию, закрыто, стою, жду. Подходит девушка и начинает спрашивать по-немецки, пою ли я сегодня, что именно пою. Мы мило пообщались, а когда начался мастер-класс, выяснили, что мы обе русские😆 Посмеялись, что не всегда свой своего видит издалека.

У молодого вокалиста много вариантов, как построить карьеру

Можно работать в штате театра, участвовать в антрепризах, выступать на концертных площадках, быть педагогом. Но при этом найти вакансию не так просто. Раньше молодежь трудоустраивалась в Европе: там почти в каждом небольшом городе есть театр. Сейчас такая возможность ограничена из-за внешнеполитической ситуации и недавней пандемии. Постепенно все восстанавливается, но это длительный процесс.

Тем не менее, нужно активничать и не унывать, чтобы тебя заметили: выступать на концертах, ходить на прослушивания, участвовать в конкурсах.

Я пробивалась именно так — предлагала программы организаторам и сама участвовала в организации концертов на площадках Петербурга. Показывала партнерам, что я надежный и ответственный исполнитель. Также в профессии важны трудолюбие, настойчивость и стрессоустойчивость. Нужно непрерывно развиваться и изучать инструменты продвижения, особенно, если нет менеджера.

Сейчас мечтаю выступить на одной из лучших концертных площадок Петербурга — в Петрикирхе на Невском проспекте. Я уже подготовила интересную программу для этого места, в ней известные арии из опер и мюзиклов, а также музыка из кино.


С героями пообщалась Анастасия Столбова


👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0