«Ты» или «Вы»: правила субординации на работе

gifer.com

Работа в команде Работа в офисе

«Ты» или «Вы»: правила субординации на работе

Zarplata

Обращение на «ты» или «вы» к старшим по возрасту и должности — не только вопрос этикета. Это ещё и возможность выстроить грамотные отношения с коллективом, обозначить или стереть границы и создать нужную атмосферу.

Нормативы и традиции

Форма общения в коллективе не регулируется ни Трудовым кодексом, ни локальными нормативными актами.  Её фиксируют в welcome book и подобных документах. Правила носят скорее рекомендательный характер.

— В IT даже на собеседовании кандидат может обращаться к будущему работодателю на «ты», и это нормально. Такое общение связано с тем, что в сферу информационных технологий пришло много молодёжи до 30 лет. Эти люди быстро состоялись как профессионалы, вышли на уровень зарплат, который позволяет говорить на равных с другими специалистами на рынке, — отметил руководитель компании «Мегаплан»  Сергей Козлов.

— В федеральных органах власти с руководителями и коллегами принято общаться на «вы». На «ты» допустимо только с близкими друзьями в неформальной обстановке. Из-за панибратства можно получить плохую характеристику. Нужно контролировать своё поведение в любой ситуации, даже на праздновании собственного дня рождения, — юрист по банкротству физических лиц и индивидуальных предпринимателей Сергей Чекунов.

— Врачи (именно они, а не остальной медицинский персонал) друг к другу часто обращаются на «ты», но по имени-отчеству. В медицинской среде это признак включённости в профессиональное сообщество. И такое причудливое сочетание говорит о признании коллегами, — ведущий менеджер по персоналу компании ICL Services Марина Маркелова.

Если в компании все обращаются друг к другу на «вы», а к кому-то одному на «ты», то это не преимущество, а признак неуважения. В обратной ситуации, когда общение на «ты» является нормой, «Вы» демонстрирует уважение и дистанцию.

Лучше на «ты»

1.Когда постоянно решаете сложные задачи

— Общение с сотрудниками на «‎ты» помогает в ситуациях, когда в рабочем процессе что-то идёт не так, как нужно. Рассказать о проблеме руководителю без лишних формальностей проще: не нужно подбирать специальные слова, чтобы не нарушить субординацию. Вместо этого вы прямо говорите о проблеме, — делится директор и сооснователь сервиса облачной автоматизации бизнеса «Альтап» Филипп Щиров.

2. Когда часто общаетесь неформально

— Мы в компании постоянно проводим корпоративные мероприятия, например, ездим в Шерегеш, а недавно устраивали велопробег на Алтае. Было бы странно во время гонок кричать: «Виталий Сергеевич, подвиньтесь, пожалуйста», учитывая, что вместе вы проехали 200 километров на велосипеде. У нас много мероприятий на сближение сотрудников и партнёров, и естественно, подавляющее большинство общается на «ты», — рассказывает HR-директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Светлана Соловьёва.

Как выстроить субординацию в команде и никого не спугнуть
Советы по поиску баланса между панибратством и чёрствым формализмом.

Лучше на «вы»

1.Когда общаетесь вне компании

— На публичных мероприятиях с участием посторонних (межведомственное совещание, презентация проекта заказчику, отчёт совету директоров и т. д.) всегда царит формальное обращение по имени-отчеству, — делится своим опытом управляющий партнёр юридического бюро «Палюлин и партнёры» Антон Палюлин.

2. Когда у компании множество филиалов

Людям, которые никогда друг друга не видели, психологически сложно сразу переходить на «ты», особенно,  при большой разнице в возрасте.

3. Когда стиль управления скорее авторитарный, чем демократичный

«Ты» хорошо подходит молодым командам, стартапам, небольшим коллективам. Если же у вас компания с чёткой иерархией, а равенства между сотрудниками нет, так как они стоят на разных ступенях, то «ты» будет только сбивать. Обращение на «ты» подразумевает отсутствие барьеров, но не всегда это идёт на пользу бизнесу.

Плюсы и минусы каждого из вариантов

Считается, что обращение на «вы» демонстрирует уважение, но сегодня во многих компаниях это утверждение оспаривают.

— Авторитет — это не «дожил до стольких лет, потому по имени-отчеству», а компетенции, знания и опыт. Невозможно знать всё, мы все всегда чему-то учимся, а учиться можно и у того, кто младше по возрасту и положению. И наилучшее положение для обучения — на равных, — уверен генеральный директор ООО «Фаст Репортс» Михаил Филиппенко.

«Ты» даёт больше свободы, создаёт творческую атмосферу, убирает лишние барьеры. Но далеко не все люди готовы к такому обращению, особенно старшее поколение: им может быть просто некомфортно. Лучше не создавать лишних неудобств, а обращаться на привычное «Вы». Ещё один минус в сторону «тыканья» — это как раз отсутствие барьеров. Прежде чем убрать их, подумайте, а нужно ли это команде?

__

Какая форма обращения принята в вашей компании и почему?