Острая конкуренция за кадры подталкивает работодателей осваивать новые способы привлечения и удержания персонала. Анастасия Левкина — руководитель по HR-бренду, подбору и обучению сервиса быстрой доставки Ozon fresh — поделилась свежим кейсом с оптимистичными показателями. Коллеги, вдохновляйтесь.
Для справки
Сильнее всего нехватка кадров ощущается в отраслях, где задействован массовый персонал: курьеры, сборщики, грузчики. В Ozon fresh более 80% сотрудников и партнеров заняты на таких позициях. Компания активно развивается — сейчас работают уже более 170 складов в 11 регионах, еженедельно открываются новые дарксторы. Команда объединяет более пяти тысяч штатных сотрудников. Кроме того, с Ozon fresh сотрудничают свыше шести тысяч курьеров. Гибкая занятость позволяет людям совмещать эту деятельность с учебой, другой профессией, или поддерживать разные сервисы доставки — в компании этого не запрещают.
Новый подход к найму
Сегодня соискатели меньше доверяют информации об условиях работы напрямую от компаний. Forbes привел статистику по ключевым моментам, которые влияют на решение кандидатов:
- отзывы в интернете от бывших и действующих сотрудников — 57%
- рекомендации друзей — 45%
- рейтинг работодателя на кадровых платформах — 29%
То есть, репутация работодателя в публичном пространстве становится решающим фактором при выборе. Компании вынуждены адаптироваться и делать ставки на новые инструменты, например — реферальные программы, когда действующие сотрудники рекомендуют кандидатов и получают за это бонусы.
По данным внутренних исследований Ozon fresh, реферальный рекрутинг показывает самую высокую конвертацию: выше 30%, а стоимость привлечения по этой программе существенно ниже стандартных решений.

Лучший рекрутер — ваша команда
Чтобы привлечь интерес коллег к формированию команды, Ozon fresh запустил программу «Амбассадоры бренда». В ней сотрудники и курьеры могут рассказать о своем опыте работы в компании через соцсети и на платформах с отзывами.
В программе используем геймификационную механику с заданиями-квестами, например:
- разместить историю с актуальными вакансиями компании в личных соцсетях
- поделиться вакансией в чате соседей
- распечатать и повесить в разрешенном месте плакат с вакансией
- написать пост о ярких рабочих моментах в Ozon fresh
За каждое выполненное задание сотрудник получает Ozon-баллы, которые можно потратить на покупки в маркетплейсе. Самых активных амбассадоров награждают брендированным мерчем.
Узнал о проекте из новостной рассылки для курьеров. Зашел, почитал, показалось интересным. Решил остаться в сообществе, где появляются челленджи для амбассадоров. Например, одним из заданий было снять видео о буднях в Ozon fresh — так появился ролик про доставку заказа на коне, он стал популярным в соцсетях. Участие в проекте каждый месяц приносит баллы, которые можно использовать для оплаты заказов на маркетплейсе. Расходую их на хобби и увлечения: покупаю кое-что для апгрейда мотоцикла, машины, гитары. Компания помогает развиваться, и многие интересуются, как присоединиться к команде: у меня есть друг, который по моей рекомендации стал курьером в Санкт-Петербурге.

За восемь месяцев программа «Амбассадоры бренда» принесла хорошие результаты:
- Количество кандидатов, которые пришли в Ozon fresh по реферальной программе, выросло на 32%.
- Доля положительных упоминаний Ozon fresh увеличилась на 15% в Яндексе и на 10% в Google.
- В программе участвуют 550 сотрудников – около 5% от их общей численности.
Проект продолжит развиваться в 2025: готовим новые миссии, челленджи и обучающие мероприятия.
Прогноз на ближайшее будущее
Мы думаем, что конкуренция за сотрудников массовых позиций останется высокой. На этом фоне рынок труда продолжит трансформироваться: люди все больше делают выбор в пользу гибких форматов занятости, хотят соблюдать баланс между работой и личным временем, особенно в крупных городах.
Компаниям, которые еще не перестроились, стоит задуматься над изменениями — вводить бонусные системы, дополнительную мотивацию, удобные рабочие графики — для привлечения максимально широкой аудитории потенциальных кадров.
Карьерный рост и профессиональное развитие также останутся важными факторами при выборе работодателя. Чтобы удержать перспективных сотрудников, компаниям придется инвестировать в обучение и развитие персонала. Продолжатся и вложения в развитие HR-бренда. Проект с амбассадорами — яркий пример, как можно создать сообщество лояльных сотрудников, которые будут охотно делиться позитивным опытом работы и рекомендовать компанию своим друзьям.
Хотите рассказать интересный кейс по HR-процессам? Пишите нам по форме обратной связи, она сразу под статьей
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы