Позови меня с собой: почему реферальные программы так популярны

Позови меня с собой: почему реферальные программы так популярны

По словам экспертов, крупные компании платят до 70 тысяч рублей сотрудникам, которые трудоустраивают друзей. Мы поговорили с эйчарами и руководителями и выяснили, как те используют этот инструмент, с какими трудностями сталкиваются.

Собираем «холодные» рекомендации и закрываем «мегагорящие» вакансии

Наталья Юрина, руководитель департамента подбора персонала компании МойОфис

Мы запустили реферальную программу в 2020 году и закрываем с ее помощью около трети вакансий. При этом отток новичков на испытательном сроке — минимальный.

Плюсы

  • Экономим на услугах рекрутинговых агентств, к которым раньше обращались в периоды бурного роста и активного найма.
  • Облегчаем работу рекрутерам: они получают «теплого» кандидата, который знает о компании от своего приятеля и уже заинтересован в вакансии.
  • Нанимаем уникальных кандидатов, которые даже не выходили на рынок.
  • Дружеский хантинг уменьшает сомнения соискателя: он не переживает, что ему не подойдет корпоративная среда или коллектив.

Минус: есть риск, что сотрудник договорится с другом-соискателем и трудоустроит его ради денежного бонуса. На практике мы с таким не сталкивались.

Как работает программа

Коллега заходит в специальный раздел на внутреннем портале и смотрит вакансии. Затем скидывает резюме или контакты друга нашему рекрутеру.

Кстати, мы принимаем и «холодные» рекомендации типа: «Мне кажется, этот человек вам подойдет, я не хочу с ним обсуждать, но вы можете написать нему сами». Но такой совет снижает сумму вознаграждения.

Если кандидат проходит испытательный срок, то сотрудник получает денежный бонус. Размер зависит от должности и подразделения соискателя, за «мегагорящие» вакансии повышаем суммы. В целом мы лояльны к рекомендациям, есть всего одно ограничение: руководитель не может советовать человека к себе в подчинение.

Наладили внутреннюю программу и хотим запустить внешнюю

Евгения Петцер, старший бизнес-партнер по работе с персоналом компании «Передовые Платежные Решения»

У нас в компании несколько направлений: ИТ, продажи, бэк-офис. Команда работает в Москве и Брянске, поэтому суммы выплат по реферальной программе варьируем от 15 до 70 тысяч рублей. Правила стандартные: платим, когда кандидат пройдет испытательный срок.

Мы проанализировали работу программы и выяснили:

В 2021 году из всех новичков по рекомендациям к нам пришли примерно 10%. В 2022 году по реферальной программе мы приняли уже около 17% новых коллег. В 2023 году сохранили этот показатель.

Реферальная система сокращает время подбора, экономит ресурсы на адаптацию, а большая часть кандидатов подходит под «наш культурный ДНК».

Когда измерили средний срок работы сотрудников, оказалось, что лучше всего программа работает в ИТ. В этом отделе рекомендованные кандидаты трудятся на 73% дольше, чем люди, которых мы наняли по другим источникам.

Каждый месяц мы находим горящую ИТ-позицию и повышаем выплату по ней в два раза. Также поступаем с одной вакансией из других направлений. Обычно берем самую «горящую» или самую актуальную. 

Трудности: сотрудники быстро теряют интерес к программе

Павел Самута — инженер-конструктор, предприниматель

Когда мы искали инженера-электрика для монтажа печатных плат, выбрали реферальную программу в качестве основного канала найма. Решили: кто же еще порекомендует узкого специалиста, кроме наших коллег.

Разработали и показали сотрудникам систему мотивации: пообещали 15 тысяч рублей за соискателя, который пройдет испытательный срок. Коллеги, казалось, воодушевились и поделились вакансией в своих соцсетях. А дальше — тишина. Первая волна публикаций не принесла нам заявок от кандидатов, а наши инженеры моментально забыли о рефералке.

Чтобы поддержать интерес к программе, мы разработали сервис внутренней коммуникации, который постоянно отправляет сотрудникам письма с текущими вакансиями и суммами выплат. Так мы стимулируем коллег рекомендовать компанию друзьям. Кстати, через месяц после запуска сервиса мы, наконец, наняли инженера-электрика.

Не все готовы расхваливать и «продавать» вакансию

Константин Митин, управляющий партнер «ИТ-координата»

Основная проблема программы в том, что люди не особенно спешат в ней участвовать. Во-первых, потому что большинство программистов — интроверты, у которых мало друзей. Им попросту некомфортно «продавать» и расхваливать что-то. Во-вторых, трудоустройство — многошаговый процесс. Нельзя просто сказать: «Слушай, дружище, приходи к нам», и человек сразу напишет заявление, а завтра уже выйдет на работу. Это всегда несколько встреч.

Были случаи, когда я хантил человека год: постепенно, последовательно приманивал. В случае с реферальной программой — то же самое. Не все любят уговаривать и прорабатывать долгую стратегию.

Но я все равно считаю, что реферальная программа — отличная идея в условиях соискательского рынка труда. Из-за дефицита IT-специалистов, привлечь кандидатов только за счет высокой зарплаты не получится: им нужна комфортная атмосфера, лояльность, внимание.

Все это сложно транслировать со стороны, зато можно передать через сотрудников компании. Если коллега порекомендует нас другу, он получит 30 тысяч рублей. Конечно, после того, как тот приглашенный друг-сотрудник пройдет испытательный срок.

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0