«Я чувствовала себя роботом без перспектив»: почему релокация не всегда хороша

«Я чувствовала себя роботом без перспектив»: почему релокация не всегда хороша

Елизавета Панова

Меня зовут Елизавета Панова. Я маркетолог, но выучилась на тестировщика и уехала работать на Мальту. А потом… разочаровалась и вернулась в Петербург. Рассказываю, чему меня научил этот опыт.

В школе я сначала хотела стать учителем русского языка, потом — журналистом. Поступила на журфак Белгородского государственного университета и загорелась маркетингом. Во время учебы трудилась в рекламном агентстве, а после вуза переехала в Петербург и долго искала работу по специальности.

Мне все время казалось, что моих знаний недостаточно

В Питере с небольшим опытом брали только в сомнительные компании на низкий оклад. Поэтому я начала с отдела продаж в Avito, а потом перешла на должность джуниора интернет-маркетолога в IT-компании, которая делала сервис для HR. Выводила продукт на рынок, улучшала сайт, писала статьи в блог, вела соцсети.

Мне все время казалось, что моих знаний из провинциального вуза мало для большого города. Поэтому я училась, советовалась с коллегами из других проектов. Читала книги, статьи, мониторила англоязычные источники, придумывала маркетинговые активности и тут же их воплощала.

Самой трудной была работа с текстами. Руководитель постоянно возвращала материалы после вычитки, и в них было больше комментариев и правок, чем самого текста. Но со временем стало получаться все лучше и лучше.

Позже меня перевели на международный проект, который занимался IT-аутсорсом. Я отвечала за комплексный маркетинг, готовила статьи и кейсы, развивала соцсети, оформляла профили компании на сайтах-листингах и следила за отзывами.

«Пахала» больше 10 часов в день, и мне это нравилось

Мою инициативность замечали, несколько раз повышали зарплату. А когда руководитель отдела маркетинга уволилась, мне предложили ее место.

Поначалу нагрузка казалась колоссальной: со многими задачами сталкивалась впервые, не умела делегировать. Сложно было работать с коллегами, которые старше меня: нужно было ставить им задачи, контролировать и помогать, анализировать и фиксировать результаты в отчетах.

Кроме этого, я планировала стратегии продвижения, работала с аналитикой, проводила собрания, отвечала за event и PR-направления. Не удивительно, что первые несколько месяцев тратила на работу больше 10 часов в день. Но мне очень нравилось: я ответственно подходила к задачам, поскольку считала их важными для карьеры.

Стала консультантом в зарубежной компании и увеличила доход втрое

Я отработала руководителем почти год, когда неожиданно получила оффер от зарубежной ИТ-компании. Они искали удаленного маркетолога, который проводил бы исследования и консультировал команду.

С одной стороны, я любила свою фирму и коллег, не искала работу и не планировала ничего менять. Но с другой было любопытно: хватит ли навыков и знаний языка для работы в англоязычной среде? Прошла несколько собеседований, в результате предложили зарплату в валюте, почти в три раза выше моей.

Елизавета Панова
Я колебалась — мешали страхи и сомнения. Меняла руководящую должность в классной и привычной команде на консультирование в неизвестной мне компании, без четких задач. Несколько раз проверяла документы и перечитывала контракт, пытаясь узнать, что же мне предстоит делать: формулировки были размытыми, суть не раскрывали до подписания NDA (договора о неразглашении — прим. ред.) из-за конфиденциальности.

У меня не было опыта в зарубежных компаниях, а тут нужно было еще и открыть ИП. Кроме того, я должна была общаться и вести задачи на английском языке.

В итоге я приняла предложение, чтобы двигаться вперед, раз появилась возможность. Проект показался мне амбициозным, а значит это отличный способ развиваться и зарабатывать больше, переехать за границу — среди прочих плюшек на собеседовании предложили релокацию.

Выучилась на тестировщика и рванула на Мальту

В конце декабря 2022 года работодатель сообщил, что мой проект заморозили. Других маркетинговых вакансий в компании не было, но расставаться со мной не хотели. Руководитель предложил выучиться на тестировщика и вместе с мужем релоцироваться на Мальту, чтобы работать в офисе компании.

Я мечтала жить в Европе с 15 лет, поэтому, согласилась на переезд. К тому же, думала, что выгорела в маркетинге. Сфера тестирования казалась более структурированной и перспективной для карьерного роста. Чувствовала восторг с примесью тревоги: понравятся ли мне новая работа и новая страна? Сможет ли мой муж там устроиться?

По условиям контракта я не могла работать из России. В январе вступила в новую должность и уехала за границу: жила в Грузии, Израиле, Армении, пока ждала рабочую визу на Мальту.

Начался «день сурка»

Первые несколько месяцев за границей мне было интересно — я погружалась в тестирование, вникала в проект, применяла новые знания, знакомилась с командой.

Но затем из-за однообразных задач работа стала напоминать «день сурка». Я проверяла один и тот же интерфейс, видела одни и те же ошибки, прогоняла одни и те же скрипты. Это меня выжигало. Но я поняла это не сразу, потому что параллельно занималась документами и переездом.

Для тестирования нужен определенный склад характера: сосредоточенность, усидчивость, склонность к монотонной работе. Я не такой человек. Мне нужны коммуникация, активность, возможность влиять на продукт и общаться с клиентами, чтобы понимать их потребности.

Первые несколько недель после переезда на Мальту офисная работа радовала, у меня были отличная команда и лояльное руководство. Но задачи абсолютно не нравились. Еще я быстро поняла, что внутри компании нет карьерного роста.

Со временем задачи стали более однообразными, я начала ощущать себя роботом без перспектив. Каждый день был похож на предыдущий, и я никак не могла на это повлиять.

К тому же Мальта не оправдала моих ожиданий. В Петербурге я привыкла к динамичному образу жизни, темпу и сервису. На новом месте не хватало друзей и привычных активностей. Летом, в жару до +41, я могла только сидеть в офисе или дома под кондиционером.

Когда получила ВНЖ, стала работать удаленно пару дней в неделю и путешествовать: посетила Копенгаген, Прагу, Барселону и Мадрид. Поначалу новые впечатления меня спасали. А потом появились задачи, которые я могла делать только из офиса. Пришлось прекратить поездки в новые страны.

Все это время я жила одна. Документы мужа зависли, ответ не приходил, хотя прошло больше шести месяцев. Мне казалось, будто и я зависла в каком-то бесконечном ожидании. В один из вечеров поняла, что бессмысленно строить жизнь в стране, которая мне не нравится и работать на нелюбимой работе. Нужно перестать тратить время на то, что съедает меня, и двигаться дальше.

Счастлива, что вернулась в Петербург

Я ушла из компании. Руководитель принял мое решение спокойно, хотя в мою релокацию вложили много сил и времени.

Я рада, что смогла поработать в Европе, но и счастлива, что вернулась в город, который люблю. Опыт релокации был важным и полезным для меня. За год я посетила 10 стран, научилась адаптироваться в разных культурах, справлялась с трудностями, искать мотивацию, концентрироваться на важном и радоваться мелочам. У меня появилось много идей и знакомств. Я расширила кругозор, поняла свои истинные ценности и желания, научилась быть собой.

Когда вернулась в Санкт-Петербург, нашла работу в компании GeekChain. Мне близок их подход к работе: свобода действий, амбициозность, экологичность и важность проектов. Еще я провожу маркетинговые консультации для других компаний и иногда выступаю ментором, планирую развиваться в публичных выступлениях.


А вы бы переехали в Европу ради работы? Поделитесь с нами вашей карьерной историей😊

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0