Не только частные уроки: как много зарабатывать учителю
Сегодняшнее образование — это экосистема с разными форматами и возможностями для учеников и педагога. А преподавание уже не только про призвание, но и про источник высокого дохода, если проявлять гибкость и проактивность.
⭐️ Продолжаем серию статей про заработок в «неденежных» профессиях. В прошлый раз говорили о художниках, музыкантах и писателях. Сегодня — лайфхаки для учителей.
#1. Профессиональный рост внутри системы
Первое, что стоит сделать — узнать у руководства вашего учреждения, какие «бонусы» вы можете получить и что для этого нужно сделать.
Лучше задавать эти вопросы еще при поступлении на работу. Понятно, что за одну ставку — 18 часов учителя любого предмета — вы не заработаете даже на жизнь. Минимальный оклад в МО с января 2025 — 21 913 руб. Надбавки сейчас могут превышать его в несколько раз.
Надбавки могут быть не только за дополнительные занятия или классное руководство, но и за повышение квалификации по предмету.
Квалификационные категории (высшая, первая) дают не только престиж, но и ежемесячную доплату. Старший учитель, педагог-наставник — новые роли, которые также оплачивают отдельно. Участие в проектах, например, «Учитель будущего», «Школа наставников», «Педагогический дебют», НОКО открывает доступ к грантам, стажировкам, гонорарам, карьерному росту.
Проявляйте активность и учитесь. А затем подойдите к руководителю с вопросом, который может звучать так:
👩🏼🏫 «Я провела конкурс на параллели для 5-х классов “Искусственный интеллект в жизни: как применить?” Прошла повышение квалификации по проверке работ ГИА, планирую через год подать документы на первую/высшую квалификационную категорию и изучаю вопрос поступления в аспирантуру. Хочу получать больше, какие возможности у меня есть?»
Похожий вопрос я задала ректору после того, как защитила кандидатскую диссертацию, записавшись к нему на личный прием. Через месяц он меня вызвал сам и предложил возглавить кафедру со следующего учебного года.
#2. Частные уроки
Это самый очевидный и популярный способ, но некоторые педагоги ограничиваются одним форматом и не используют все возможности.
Во-первых, стоит диверсифицировать поиск клиентов по нескольким каналам. Например:
- Подать объявления на всех возможных платформах, где специалисты предлагают свои услуги разово и на проект
- Поместить объявление у себя в соцсетях
- Проявлять активность в профессиональных сообществах, в том числе онлайн-группах, и заводить знакомства
Не стоит ограничиваться и в формате уроков — только онлайн или оффлайн. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Дистанционных учеников найти легче, но они и легче от вас уйдут, потому что у них большой выбор преподавателей. А учащиеся «вживую» как правило более вовлечены и привязаны как к учителю, так и к сокурсникам.
Я считаю, что групповой вариант изучения языка лучший. Он дает варианты коммуникации между всеми участниками группы — именно так мы копим языковой опыт. Но и для педагога, зарабатывающего на жизнь это тоже оптимальный вариант. Ученики, которые занимаются индивидуально, отменяли и будут отменять занятия, и истинных причин вы никогда не узнаете. Ваш заработок будет нестабильным и похож скорее на премию. А вот занятия в группе уже не отменишь — есть программа, которую вы планируете пройти. Начинайте объединять учеников сразу, как только это возможно, в мини-группы по два человека.
А если у вас есть свои дети, то наверняка вы чему-то их учите дома или очень хотите, но сложно организоваться и сесть за учебу вдвоем. Моя первая группа в 2009 году состояла из старшего ребенка и троих соседей. Я была довольна, лояльна по вопросам оплаты и очень заряжена на успех. Итог — ребенок знает язык, а я создала школу.
#3. Неучебные форматы
Сегодня идет тренд на геймификацию и интерактив в образовании. Поэтому большой популярностью пользуются разговорные клубы, интеллектуальные игры, мастер-классы и неформальные лекции. Для учеников это возможность применить знания на практике, а для педагога — разнообразить свои будни и дополнительно заработать.
Преподавание — это не потоковое производство. Оно всегда строится на личности, умении объяснять, вовлекать и поддерживать. Для устойчивого дохода в преподавании важно одно: не застревать в единственном формате. Не ограничиваться «уроками за час» и не стесняться видеть в себе эксперта.
#4. Работа в сфере дополнительного образования
Кружки и творческие объединения — отличное поле для реализации не только детей, но и педагога. Здесь можно не только найти дополнительный заработок, но и придумать что-то свое, а не следовать утвержденной программе. Например, учитель по русскому и литературе может вести кружок сочинителей или юных журналистов.
Причем не обязательно для этого искать второго работодателя — иногда возможности есть прямо под рукой.
Сейчас каждая образовательная организация от детского сада до высшей школы ведет дополнительные занятия. В вашем учреждении за это может отвечать определенный человек или целое подразделение. Идите и задавайте вопросы о программах. Если ничего нет по вашему направлению — предлагайте открыть. Если не получается по месту основной работы, идите в центры дополнительного образования или другие организации, которые на этом специализируются. Будучи молодым специалистом и в школе, и в вузе, я учила вечерами китайскому языку всех — от школьников и студентов до пенсионеров.
#5. «Запартнериться» с другим учителем
Общаться с коллегами полезно не только для обмена опытом и поддержки. Вы также можете найти тех, с кем у вас сложится продуктивное сотрудничество.
На любом этапе эффективнее действовать вместе. Мы все болеем, ездим в отпуск, к бабушке в деревню и т. д. Не отменяйте занятия — просите вас подменить. Не отказывайте желающим учиться у вас, если не совпадают возможности по времени или это не ваша специализация — рекомендуйте друг друга. Может быть, вы захотите когда-то объединиться и вместе арендовать кабинет или открыть свою школу.
Вашим партнером может стать не только преподаватель, но и частная школа. Не обязательно устраиваться по трудовому договору — можете предложить сотрудничество как подрядчик, вести одну группу или замещать других учителей, когда возникает необходимость.
#6. Создание методических материалов и курсов
Если вы работаете хотя бы несколько лет, наверняка в вашем кабинете есть «сокровищница» — шкаф, до отказа забитый учебными материалами. Сборники упражнений, объяснения, таблицы и схемы — и многое из этого вы написали сами. А теперь представьте, что все это можно монетизировать. Например, написав свой учебник или рабочую тетрадь или создав тематический курс на образовательной платформе.
Современные технологии стерли границы между преподаванием и предпринимательством. Я вижу, что многие коллеги застревают в формате индивидуальных уроков по Zoom. Но сегодня устойчивый доход — это диверсификация продуктов. Предлагайте онлайн-курсы с обратной связью или доступом по подписке. Развивайте личный бренд и предлагайте эксклюзивный контент в закрытых клубах, например, в Telegram.
Создавайте и продавайте методические материалы для других преподавателей: рабочие тетради, шаблоны, планы занятий. Наставничество — отдельное направление. Новички в профессии готовы платить за системный путь и поддержку.
Пишите авторские пособия и курсы, участвуйте в грантах и научных проектах. Если продукт востребован — он приносит доход независимо от места работы. Еще есть экспертная и методическая работа: участие в разработке учебников, проверке ВПР, ЕГЭ, подготовке заданий для олимпиад, конкурсных программ, экспертных заключений.
#7. Публикация статей, блогинг
Это могут быть полезные материалы по вашему предмету — объяснения сложных тем, решение задач и т. д. Монетизировать публикации можно по-разному. Некоторые платформы, например Яндекс.Дзен, платят за просмотры. Другие позволяют подключить систему донатов — подписчики будут сами вам платить. Если блог раскрученный, то можно продавать рекламу. Наконец, можно стать копирайтером-экспертом и предлагать свои материалы тематическим сайтам и блогам компаний.
Публикации тоже создают личный бренд и могут привести новых учеников или принести продажи курсов и учебников.
Еще несколько лайфхаков
Главный совет, который дают эксперты — не замыкаться на одном способе заработка, а «миксовать» их. Так вы создаете более устойчивую систему и зарабатываете больше за единицу времени.
Педагог сегодня может зарабатывать хорошо, если перестает быть только педагогом и становится экспертом, методистом, автором, наставником и т. д. Сегодняшняя система образования — это не только уроки по расписанию, а «экосистема», где востребованы десятки ролей, а значит и возможностей для роста и дохода. Образование сегодня — это тоже рынок. И на этом рынке эксперт с опытом и системным мышлением имеет хорошие шансы стать высокооплачиваемым специалистом.
Я начинала с частных уроков. Потом перешла в онлайн — сначала индивидуально, потом стала собирать мини-группы. Параллельно я завела блог: снимала видео про английский, делилась фразами, упражнениями, заметками о языке. Через него пришли новые ученики, а потом — и идея запустить собственные курсы.
Вокруг сильного преподавателя можно выстроить масштабируемую систему: курсы, методики, блог, клубы. И эта система работает даже без ежедневных «живых» уроков.
Еще одна полезная практика, которую предлагает Валерия Алексеева — вести свою биографию. Это может быть документ в любом текстовом формате на вашем компьютере или облачном хранилище. Помимо персональных данных и своих контактов вписывайте туда:
- Образование. Не только университет но и переподготовка, повышение квалификации, тренинги, конференции и т. д. с датами, местом, названием и количеством часов.
- Публикации. Подходят не только «академические» статьи, но и публикации в СМИ или на блог-платформах.
- Опыт работы, в том числе подработки и проектная деятельность.
- Достижения учеников. Их тоже нужно «коллекционировать» — победы в конкурсах, олимпиадах, успешные сдачи международных экзаменов и т. д.
Пополняйте документ, как только появляется любое достижение.
У меня есть еще пункт «Переводы» — вы заводите любой релевантный для вашего направления. Поверьте, уже через пару лет вы не вспомните и половину того, в чем принимали участие и над чем работали в свободное время. Я такой документ составляла уже после 30, и это было большой проблемой — к тому времени я многое забыла и потеряла массу документов. Этот документ будет служить вам всю жизнь и основой для резюме, и для поиска нужной информации. А еще — в моменты, когда будет нужна поддержка, он будет говорить вам: «Посмотри, какая ты профи! Сколько знаешь, умеешь, скольких и чему научила»
Поставьте 👍, если статья была полезной. И удачи в поиске денежной работы! 😉