«Ребенку важно гордиться работой родителей, какой бы она ни была»: четыре истории ко Дню защиты детей

«Ребенку важно гордиться работой родителей, какой бы она ни была»: четыре истории ко Дню защиты детей

Дети формируют отношение к работе и профессии, глядя на родителей. Дирижерская палочка в папиной руке. Прокуренная атмосфера конструкторского бюро. Жара и запах свежего хлеба у мамы в пекарне. Офисные посиделки с «Сапером» и пасьянсом вместо продленки в школе. Как детские впечатления повлияли на жизнь и карьеру профессионально состоявшихся женщин — узнаете из статьи. Осторожно: возможен ностальгический передоз🥹

Объединила мамин опыт и папину мечту

Моя мама была инженером-конструктором, проектировала узлы нефтегазодобывающего оборудования в 70-90-е годы. Прекрасно помню ту атмосферу — кульманы (прим. ред.: чертежные инструменты), громадные чертежи, столы, заваленные «синьками» проектов, чашками, пепельницами. А мамины коллеги нещадно дымят «Беломором», что-то бурно обсуждают, стирают и перечерчивают, вспоминает Ольга Колчина, руководитель отдела промышленного дизайна StarLine.

Черчение прочно вошло и в мою жизнь. Когда мама брала подработки на студенческие подачи, она часто говорила: «Может, ты это начертишь? У меня слишком профессионально получается, у тебя естественнее». Потом это стало отличной базой для собственных творческих работ по графическому дизайну. Не говоря уже о проектах по начертательной геометрии в вузе. Помню, что мама с командой разработчиков всегда переходила на другое место работы вместе со своим отделом и начальником. Сейчас, уже взрослая, я понимаю, что в коллективном творческом процессе очень важно, с кем работаешь. Чтобы тебя понимали, ценили, принимали твои идеи.

Отец Ольги когда-то мечтал стать дизайнером, но не сбылось — его работой были станки с ЧПУ на заводе. Дочь же в своей карьере успешно реализовала папину мечту 😊 А мир вокруг изменился — появились новые профессии, должности, инструменты. Ольга пробовала себя в смежных сферах, развивала в себе качества руководителя:

Мне всегда нравилось учиться, адаптироваться, развиваться в профессии по горизонтали и вертикали. Кем я только не работала — дизайнером-верстальщиком, преподавателем графического дизайна и композиции, арт-директором в типографии, маркетологом в области смазочных материалов. Был период, когда работала в компаниях по обслуживанию станочного парка промышленных предприятий. Приходила на завод, а в голове всплывали разговоры отца о его работе. Да, тогда я стала очень хорошо понимать папу.
Что почитать по теме: Как расти по горизонтали?

Получила пожизненную прививку от профессионального снобизма

Я лет с четырех понимала, насколько у родителей тяжелая работа. Мы жили в сибирском поселке, мама была пекарем, а папа работал на лесовозе. Помню времена, когда мама кормила семью одна. Зарплаты зверски задерживали, а детей в семье было трое. Тогда мама перешла работать к частному предпринимателю, пекла для него хлеб. На вырученные деньги покупала масло, муку, сахар — и мы, по крайней мере, не голодали, поделилась с Зарплатой.ру журналист и редактор Настя.

Впервые я побывала у мамы на работе в пять лет. Это был шок. Температура под сорок, нечем дышать, и в этих условиях надо замесить и отформовать около 1 000 булок. Маме приходилось работать по ночам. У нее ужасно уставали ноги, и я, чтобы хоть как-то помочь, подходила после работы и делала ей массаж ног, как умела. В старших классах приходила на каникулах уже полноценно помогать на сменах.

Настину маму знали и уважали все, от дворовой детворы до директора школы. Спрашивали, когда следующая смена, приходили за свежим хлебом даже по ночам — потому что у мамы он получался удивительно вкусным. Так Настя поняла значение слова профессионализм:

Это была мощнейшая прививка от стереотипного представления о рабочих профессиях — будто среди них не может быть крутых профессионалов, будто эта работа примитивная. А я с ранних лет видела, что мама — профи в своем деле, лучше всех печет, справляется с тяжелейшей работой, да еще и семью кормит. Это важно для ребенка — гордиться работой родителей, какой бы она ни была.

Папина работа тоже вызывала восхищение, была трудной и даже опасной. Лес возил на многотонной машине по грунтовым дорогам, чаще всего тоже в ночь, а смены шли посуточно. Когда папа сдавал смену и парковал лесовоз у двора, мальчишки прибегали поиграть рядом с гигантскими колесами — тогда Настя выскакивала и ругалась: «Эй, это папина машина, вы там смотрите, не поломайте!» 😁

У них в лесу была столовая для шоферов, папа привозил оттуда очень вкусные бифштексы и котлеты. Говорил: “Вот, зайчик тебе передал”. Он знал, как я люблю мясо, а я еще не задумывалась, откуда у зайчика говяжьи котлеты. 😁 Причем мама собирала отцу сытную еду в дорогу, а тот все равно брал самый скромный минимум. Сам почти не ел, хотел нас побаловать.

Потом девочка Настя выросла, переехала в город, поступила в вуз на экономиста. Родители не разрешали ей подрабатывать — хотели, чтобы все силы она отдавала учебе. После зачисления в магистратуру Настя уговорила маму с папой уйти на пенсию. Дальше случился резкий карьерный поворот — и Настя стала журналистом, перебралась в столицу, но это уже другая история, почитайте на досуге 😉

giphy.com

Продолжила музыкальную династию и нашла особый путь в профессии

Я росла всесторонне «музыкальным» ребенком. Папа был известным в городе дирижером, и мама работала у него концертмейстером. Кстати, дедушка по папиной линии тоже был дирижером, причем военным, вспоминает Анастасия, бывшая солистка филармонии, преподаватель в школе для одаренных детей, репетитор по фортепиано.

Меня с пяти лет с головой окунули в музыкальный мир, и это определило всю дальнейшую жизнь. Яркой вспышкой — детское воспоминание: папа дирижирует, мама в чудесном платье — за роялем, и оркестр чутко ловит каждое движение папиной руки. Уже в младших классах я точно знала, кем буду, когда вырасту.

После музыкальной школы было училище, за ним — консерватория с отличием. Анастасия много лет проработала концертмейстером, а затем посвятила себя преподаванию. Музыкальный мир оказался не таким радужным, каким виделся в детстве, зато в нем педагог нашла интересные перспективы:

В пандемию, когда все переехали в онлайн, попробовала давать дистанционные уроки — и открыла для себя новую профессиональную нишу. Я вдруг поняла, что онлайн позволяет помогать людям с музыкальными запросами из любой точки мира, почти на любом уровне — вплоть до подготовки к поступлению в консерваторию. Нужно только проработать свою методику, решить ряд технических моментов и быстро подбирать ключик к каждому ученику, его уровню, задачам. Это очень интересный формат, и в нем всегда есть, куда развиваться.

Уже четвертый год Анастасия совмещает преподавание в школе с онлайн-уроками, которые стали приносить стабильный доход 😉

соискатели

В 10 лет поняла, каким должен быть идеальный коллектив

Помните, в 90-е был период, когда повально открывали частные фирмочки. Мои родители тогда сняли небольшой офис в центре и вместе с друзьями основали там компанию по работе с радиотехническим оборудованием. Что-то про телекоммуникации, связь, кабели — я в этой теме ни тогда не разбиралась, ни сейчас🙈 Папа был директором, мама бухгалтером. А еще там работали тетя Оля и дядя Миша, друзья семьи,  вспоминает Маша, SMM-специалист и копирайтер из Самары.

Офис был в минуте ходьбы от моей школы. После уроков я приходила к маме с папой на работу — и до вечера там сидела, как у себя дома. Делала домашку — дядя Миша мне помогал с математикой тайком от папы — а потом я выклянчивала «хоть полчасика» за компьютером. Да, представьте, там стояли три настоящих работающих компьютера — сказочная роскошь в провинциальном городке в те времена! Можно было печатать текст, играть в «Сапера» или пасьянс. Нынешнему поколению не понять, какой это был кайф 🙄 Но главное —  в офисе была потрясающе уютная атмосфера, постоянно какие-то шутки про клиентов, анекдоты, все со всеми очень тепло разговаривали.

Через год с небольшим фирму прикрыли так же быстро, как открыли. Но Маша успела прикипеть душой к той обстановке и твердо решила — когда вырастет, будет искать работу в таком же дружном камерном коллективе. Выросла. Закончила филфак. Стала искать место под солнцем на рынке труда. Оказалось, идеал вполне достижим — в новомодных IT-компаниях процветала как раз такая атмосфера:

Я пошла работать копирайтером в маленькую команду по продвижению сайтов, и там было именно так, как хотелось, — все на «ты», можно ходить на работу в чем хочешь, некоторые даже тапочки носили прямо в офисе 😄 Правда, зарплата получалась скромная, но я ведь была начинающим специалистом. Потом стала развиваться «по горизонтали» — осваивала SEO, SMM, блогосферу. С тех пор не раз меняла место работы, но всегда выбирала компании с демократичным руководством и неформальным стилем общения. Даже не представляю, как это — соблюдать дресс-код, трепетать перед начальством, ждать подвоха от коллег.

Какие выводы?

Мораль проста — формируйте у детей позитивные представления о работе и профессии с ранних лет. Защищайте от установок типа «работа — это каторга, все начальники — сволочи».

Закладывайте базовые понятия здорового подхода — стремиться к профессионализму, сохранять чувство собственного достоинства, уважать любой труд, любить свое дело и уметь быстро адаптироваться в меняющемся мире.


С Днем защиты детей! Пусть всегда будет солнце ☀️

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0