Как расти «по горизонтали»? Разбираем на примерах

Как расти «по горизонтали»? Разбираем на примерах

Почти каждый специалист рано или поздно задается вопросом: наращивать профессионализм в одной должности или стремиться к управленческой позиции. Собрали мнения экспертов, когда горизонтальный карьерный рост предпочтительней вертикального, бывает ли «горизонтальный потолок» 👇

Определимся с терминами

Горизонтальный рост в карьере — это про расширение и углубление знаний. Путь эксперта, а не управленца. Фокусировка на новых задачах, смежных областях и уникальных компетенциях в своей нише.

📄
Классический пример — горизонталь менеджера по продажам: работа с клиентами на потоке > обслуживание VIP-клиентов > работа с юрлицами > перевод из регионального отделения в головной офис. Человек остается на линейной должности, но совершает в ней качественный скачок и кратно повышает свою ценность для бизнеса.

Наращивать экспертизу — и тут же применять в деле

Не путайте горизонтальный рост с сиюминутным порывом расширить кругозор и заняться саморазвитием. Обучающие курсы и тренинги — это прекрасно, но они останутся просто «корочками» в коллекции без практического применения. Тут вас ждет подводный камень — придется снова побыть новичком, начинать с нуля. Хорошо, если работодатель идет навстречу и дает возможности для альтернативного развития 👀

— Есть профессии, которым нигде не обучают, такого специалиста можно только вырастить самостоятельно. Яркий пример — должность продуктового маркетолога: в нашей компании она лежит на стыке глубокой технической экспертизы и знания маркетинговых инструментов. Опытным путем мы поняли, что таких сотрудников проще «вырастить» из конструкторов и специалистов других технических подразделений, чем найти маркетолога и надеяться, что он сможет понять техническую составляющую отрасли, — считает Татьяна Новосельцева, руководитель службы управления персоналом Группы СВЭЛ.

Татьяна приводит в пример Алексея, продуктового маркетолога направления сухих трансформаторов. Он устроился на работу в конструкторский отдел и стал активно набирать знания в маркетинге — исследовал рынок и продуктовые линейки конкурентов, предлагал интересные решения в сфере продвижения. Компания поощряла такую инициативу. Однажды стало понятно, что Алексей вышел на новый профессиональный уровень, и ему предложили должность продуктового маркетолога.

Тщательно продумать, в какую сторону расти

Многим кажется, что горизонтальный рост в профессии уступает вертикальному и дает меньше перспектив. Вот, коллега уже дорос до руководителя направления, а я всего лишь кочую по разным отделам на линейной должности. На самом деле, у горизонтали не меньше возможностей — только нужно хвататься не за все подряд, а построить четкий план развития.

— Вы не просто получаете опыт работы с разными отделами и процессами, но наращиваете сферу влияния. Нужно заранее осмотреться — какие области в компании вам интереснее? Какие вакансии самые дефицитные и требуют совмещения компетенций? Определитесь, какого опыта и навыков не хватает для развития, где этому можно научиться, — советует Евгений Атаманчук, предприниматель в сфере социального бизнеса, представитель сети пансионатов для пожилых людей «Добро».

Евгений уверен, что горизонталь поможет добиться высоких позиций и отлично сочетается с вертикалью. В качестве примера приводит случай своего коллеги. Сотрудник начал карьеру в отделе маркетинга, где работал над привлечением новых клиентов. Компания активно развивалась и вышла на уровень, где требовались специфические знания в IT-отрасли. Тогда коллега Евгения переквалифицировался, набрал нужные компетенции — и сейчас успешно управляет IT-отделом.

Не все хотят и могут быть начальниками. Но и жить годами в дне сурка, выполняя все те же обязанности, — сомнительное удовольствие. Без профессионального развития человек закисает и банально выгорит, а тут как раз «горизонталь» — лучшая страховка. Пример:

— Почти на каждом собеседовании мне в той или иной форме задают вопрос о карьерных перспективах. Но как-то раз я проводила интервью с кандидатом, которого эта тема совсем не интересовала. Зато молодой человек увлеченно рассказывал о своих исследовательских достижениях во время учебы, а потом во время практики на предприятии. Мы приняли кандидата на должность инженера, и все шло прекрасно — пока он вдруг не начал стремительно выгорать. Терял мотивацию на глазах. Предлагали стандартные пути карьерного роста, но управленческий функционал сотрудника не вдохновлял. Даже еще сильнее демотивировал. Тогда мы предложили ему обучающие профильные программы, горизонтальный рост в новых производственных проектах. Тактика себя оправдала😊 «Прокачанные» навыки позволили нашему инженеру стать уникальным специалистом своего профиля, чем он очень гордился, — рассказала нам Алеся Петрушина, менеджер по работе с персоналом платформы UIS и CoMagic.

Есть ли потолок у «горизонтали»?

Такое развитие практически безгранично, в отличие от вертикали, где выше должности генерального директора уже ничего нет. Другое дело, что специалист может достичь потолка внутри конкретной компании.

— Когда сотрудник осваивает несколько функций по горизонтали, он часто «перерастает» уровень задач компании и уходит на рынок в качестве свободного эксперта, фрилансера, консультанта. Как вариант — открывает собственный бизнес, — отмечает Наталья Самоукина, кандидат психологических наук, бизнес-тренер и эксперт Moscow Business School.

Горизонталь — это не только про офис. Она возможна во всех сферах без исключения, на любом этапе. Например, преподаватель фортепиано может быть еще и концертмейстером, токарь может получить более высокий разряд и освоить новые станки. Для этого не так важны лидерские качества, сколько желание углубить компетенции.

— Ярким примером горизонтальной карьеры, которая объединила несколько занятий, можно назвать деятельность Людмилы Петрановской, семейного психолога, автора книг для детей и родителей. Она ведет вебинары и тренинги для родителей, семинары для специалистов. Вместе с коллегами создала Института развития семейного устройства (ИРСУ). Тут и самореализация, и престиж, и повышение дохода — все те же достижения, которые дала бы вертикальная карьера, — отмечает Валерия Чертовикова, CEO группы компаний Black Square Group, эксперт по корпоративному обучению и коммуникациям.
—  Примеры удачного горизонтального роста у нас сплошь и рядом. Например, наш стилист изначально пришел на позицию визуального мерчендайзера. Многие покупательницы записываются на шопинг именно к нему. А девушка, которая изначально пришла на позицию стилиста для фотосессий, стала продюсером съемок. Благодаря ей создаем атмосферные лукбуки. Вот другой пример: сотрудница устроилась менеджером по продажам, но с продажами не пошло, и она перешла в SMM. А потом ситуация повернулась так, что я предложил ей стать помощником руководителя. На этой должности она успешно работает уже 2,5 года. Помощница финансового директора сейчас прекрасный продакт-менеджер по китайской продукции. Так что горизонтальный рост для нас — естественная часть корпоративной жизни, — поделился генеральный директор бренда одежды Emka Александр Арутюнов.

Как понять, что горизонтальный рост вам подходит

Есть старый добрый метод — доказательство «от противного». Задайте себе несколько простых вопросов: готовы ли вы 👇

  1. Работать в условиях конкуренции, гонки за результатом?
  2. Делегировать задачи, принимать организационные решения?
  3. Брать ответственность за действия других сотрудников?
  4. Управлять бюджетом, вести стратегическое планирование бизнес-процессов?
  5. Жить в режиме ненормированных нагрузок?

Если хотя бы три ответа отрицательные — горизонтальный рост для вас будет комфортнее, чем вертикаль. По крайней мере, на этих жизненном и профессиональном этапах.


Горизонталь, вертикаль, комбо… какой вариант кажется интереснее?


👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0