О чем вы узнаете
Когда бывший или действующий сотрудник публикует негативные отзывы о компании, работодателю хочется защитить свою репутацию. Практикующие юристы объяснили, как выработать корректную стратегию и не ухудшить ситуацию необдуманными действиями на эмоциях.
Определите характер отзыва
Типичная ошибка многих работодателей — реагировать на эмоциях, поспешно отвечать на негативный комментарий, оправдываться или, наоборот, нападать.
Ни в коем случае не стоит вступать в публичную перепалку в комментариях, это лишь привлечет лишнее внимание и продемонстрирует непрофессионализм.

Правильная тактика начинается с объективной оценки ситуации. Зафиксируйте негативный отзыв — сделайте скриншоты или видеозапись экрана, где четко виден текст, название площадки, имя или никнейм автора. Негатив может относиться к одной из трех категорий:
- субъективное оценочное суждение
- клевета, ложные утверждения
- оскорбления, порочащие деловую репутацию
Например, высказывания типа «плохая работа» или «некомпетентный руководитель» — это субъективное мнение. Оно защищено свободой слова, и бороться с ним бессмысленно, — поясняет Ермохина. Совершенно другая ситуация с заявлениями, которые можно проверить на истинность: «зарплату платили неофициально», «директор присвоил деньги» или «меня уволили без причины». Если эти сведения ложны, они подпадают под статью 152 ГК РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации. А если удается доказать, что автор действовал умышленно и распространял заведомую ложь, в дело вступает статья 128.1 УК РФ о клевете. В случае с оскорблениями чести и достоинства поможет ст. 5.61 КоАП РФ.
Основная трудность связана с доказательствами. Авторы отзывов часто ссылаются на факты, которые почти невозможно проверить.
Например, доказать отсутствие негативных проявлений от руководителя — «кричит», «оказывает давление» и т.д. — будет очень сложно. Кроме того, во многих делах требуется лингвистическая экспертиза, которая принесет дополнительные затраты и в некоторой степени зависит от мнения конкретного эксперта.

Попробуйте решить дело миром
Если отзыв содержит не просто оценочное суждение, а ложные сведения, оскорбляющие репутацию компании, стоит побороться за свое доброе имя. Рассмотрим варианты досудебного урегулирования конфликта.
Претензия администраторам сайта, на котором размещен отзыв
Обратитесь с официальной просьбой удалить отзыв, так как он содержит ложную информацию и порочит деловую репутацию компании. Эксперты рекомендуют подкреплять просьбу ссылкой на статью 10.3 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации».
Но тут многое зависит от сайта и его политики. Хорошо, если отзыв разместили на крупном солидном ресурсе, где есть строгая модерация и процедура оспаривания. В таких случаях бывает достаточно направить администраторам официальное требование с доказательствами, что информация ложная. А вот в соцсетях, мессенджерах и на анонимных форумах шансов гораздо меньше — готовьтесь, что придется серьезно давить на владельцев, вплоть до официальных досудебных требований. И даже в этом случае велик риск, что вас просто проигнорируют.
Обратите внимание: эти меры не помогут, если сайт не готов исполнять решения российских судов. Например, ресурс принадлежит иностранному гражданину, или регистратор домена — иностранная фирма.

Обратитесь к автору отзыва напрямую
Если точно знаете, кто именно писал отзыв, стоит попробовать с ним связаться. Направьте заказное письмо с уведомлением о вручении, выскажите вежливую, но твердую просьбу удалить отзыв. Укажите на возможные судебные последствия в случае отказа. Если это не сработает, следующая ступень — досудебная претензия с четкими требованиями удалить отзыв и опубликовать опровержение.
Иногда установить личность автора удается по косвенным признакам в тексте отзыва — дата увольнения, описание рабочих процессов, проектов, клиентов и т.п. Но если человек действовал анонимно и не оставил зацепок, действовать придется только через суд.
В рамках уже возбужденного дела суд может направить официальный запрос администрации сайта и интернет-провайдеру для установления личности анонимного автора. Без решения суда получить эту информацию невозможно в силу закона о защите персональных данных.

Если решили судиться
На первый взгляд, процедура понятна и прозрачна. В суд подают иск о признании отзыва порочащим деловую репутацию компании (ст. 152 ГК РФ). Если достоверно установили автора — к требованиям добавляется возмещение ущерба. Истцу необходимо доказать одновременно три обстоятельства:
- факт распространения сведений о компании
- порочащий характер информации
- несоответствие сведений действительности
Но на практике возникает множество проблем.
Как уже отмечали эксперты, сложно доказать авторство анонимного отзыва
- Нет четких правил, как оценивать репутационный вред — прямые финансовые потери от одного отзыва подтвердить крайне трудно
- Работодателю предстоит доказать, что информация не только порочащая, но и ложная — опираясь на трудовые договоры, приказы и другие внутренние документы, служебную переписку, показания свидетелей
Иногда возникают совсем абсурдные ситуации. Например, если человек утверждает, что его бывший работодатель «козел» и «задерживает заработную плату», компании придется доказывать факт своей хорошей репутации и факт своевременной выплаты зарплаты, приложив соответствующие документы.

- Судебный процесс — это долго и затратно, а результат непредсказуем. Во-первых, суд может принять решение не в пользу компании. Во-вторых, публичное разбирательство с бывшим сотрудником иногда привлекает к истории еще больше внимания — и деловая репутация страдает намного сильнее, чем от первоначального отзыва
Эксперты сходятся во мнении, что мирное решение конфликта в случаях с негативными отзывами всегда предпочтительнее. Обращаться в суд стоит, только если взвесили все риски, имеете на руках железобетонные доказательства, уверены в своих юристах на 120% и готовы тратить ресурсы компании без гарантий успеха.
Подписывайтесь на рубрику «Законы и право» — будем присылать вам свежие статьи напрямую в мессенджер
Поделитесь историей
Про работу, собеседования, нарушения ваших трудовых прав, HR-кейсы
