Корпоративное обучение не работает? Давайте починим его с помощью цифровизации

У традиционного корпоративного обучения есть несколько «хронических болезней», которые сильно снижают его эффективность, а то и вовсе лишают смысла. Хорошая новость — они поддаются лечению. Как исцелить недуги с помощью цифровизации, рассказала Эльвина Шарафутдинова, руководитель маркетинга бизнес-юнита «Обучение» МТС Линк.

Деньги на ветер

Типичная картина обучения в компании: конференц-зал, экран с пестрыми схемами и графиками, и ряды сотрудников, главная задача которых — не уснуть под монотонный голос тренера. Уже через неделю из памяти большинства выветрится значительная часть материала, а через месяц никто не сможет четко ответить, зачем был этот тренинг.

Мы постоянно наблюдаем, как разные компании вкладывают огромные ресурсы в развитие персонала, но ожидания не оправдываются, а ROI корпоративного обучения так и остается туманной величиной. Почему так происходит? Чаще всего дело не в темах и не в сотрудниках, а в том, что сама система обучения страдает от «хронических болезней.
Quote: "Эльвина Шарафутдинова" Руководитель маркетинга бизнес-юнита «Обучение» МТС Линк

Эксперт обозначает четыре проблемы, которые сводят на нет все старания.

  1. Отрыв от реальности.Классические тренинги, лекции и вебинары часто проводят без всякой связи с реальными рабочими задачами сотрудника. Знания подают абстрактно, без кейсов и живых примеров — этого «сферического коня в вакууме» не к чему применить на практике, поэтому информация быстро забывается.
  2. Разовые инициативы вместо системы.Как организаторы корпоративного обучения, так и его участники часто воспринимают образовательные мероприятия как отдельные и завершенные события. Прошел тренинг — можно поставить галочку и двигаться дальше. В итоге знания никто не закрепляет.
  3. Нет персонализации и вовлеченности.Во многих компаниях процессы стандартизируют и учат всех сотрудников одинаково. При этом не учитывают разницу в уровне подготовки, темпах усвоения информации и индивидуальных целях развития сотрудников. Из-за этого люди превращаются в пассивных слушателей, у них нет глубокой мотивации учиться.
  4. Нет объективной оценки результатов.Часто эффективность обучения оценивают в формате простого анкетирования — сотрудники отвечают, что им понравилось или не понравилось, о чем хотелось бы узнать больше. Но при таком подходе невозможно понять, действительно ли обучение дало результат, и выяснить, как именно оно повлияло на эффективность конкретного специалиста, KPI его отдела или компании в целом.

Без прозрачных метрик и подробной обратной связи обучение остается дорогой игрушкой с неясной отдачей.

Чем помогут цифровые технологии

Цифровой прогресс дал нам мощный арсенал не просто для апгрейда обучения, а для его фундаментального переосмысления. Ведь цифра — не про замену живого общения вебинаром с трансляцией слайдов, а про создание экосистемы непрерывного, персонализированного и измеримого карьерного развития. Для этого разрабатывают специальные платформы, где можно размещать онлайн-курсы под конкретные задачи, группировать по модулям и сложности, отслеживать прогресс.   Юникрафт, SkillSpace, Эквио, Teachbase — LMS-платформ на рынке много. Функционал и технические возможности разные, но суть одна — можно организовать прокачку сотрудников «под ключ». 

Разберем основные преимущества цифрового обучения.

HR-лайфхаки и комьюнити

Зарплата.ру в Telegram

Подписаться

Персонализация

Вместо шаблонных модулей можно строить индивидуальные образовательные траектории. Например, с учетом навыков и прогресса сотрудника предлагать ему точечно подобранный контент — для этого есть рекомендательные системы на основе ИИ.

HR-специалисты могут заранее создавать треки обучения, соответствующие конкретным ролям в компании — например, «трек для нового менеджера», «трек для развития навыков переговоров». В итоге каждый сотрудник получит именно те знания, которые нужны ему для эффективной работы, а не набор абстрактной информации.

Систематизация и консолидация

Главное преимущество платформ по организации обучения — создание целостной и непрерывной образовательной среды. Вместо десятка несвязанных инструментов — единое пространство для развития сотрудников, которое охватывает весь цикл обучения.

  • Все форматы в одном месте.Платформы позволяют собирать в курсы разные виды обучающих материалов: текстовые инструкции, элементы микрообучения, видеоуроки, SCORM-пакеты, интерактивные презентации, живые вебинары. Сотрудникам не нужно переключаться между разными системами.
  • Единая точка контроля.У организаторов обучения появляется полная картина учебного процесса за счет сбора аналитики в одной системе — включая оценку знаний, прогресса сотрудников, обратную связь. 
  • Автоматизация.Встроенные инструменты на основе ИИ берут на себя часть задач, включая проверку тестов, расшифровку и генерацию краткого содержания онлайн-встреч, формирование отчетов и шаблонов. Например, такие функции есть на платформе Evolve. Это позволяет HR и тренерам уделять больше времени качественной поддержке учащихся — давать персональную обратную связь, отвечать на вопросы, дорабатывать контент.
Сотрудники обучаются в одном знакомом интерфейсе, HR и тренеры получают полный контроль над процессом из единой точки, а автоматизация рутины высвобождает им время для решения стратегических задач.
Quote: "Эльвина Шарафутдинова" Руководитель маркетинга бизнес-юнита «Обучение» МТС Линк

Интерактив и интеграция в рабочие процессы

Технологии позволяют превратить сотрудников из пассивных слушателей в активных и заинтересованных участников обучения, оторвав их от «второго экрана» — параллельного скроллинга соцсетей или переписки с клиентом. Перечислю основные приемы:

Совместная работа на онлайн-досках и в инструментах с общим доступом— в них можно проводить мозговые штурмы, давать задания и реализовывать нестандартные механики. Так получается пространство, где каждый почувствует свой вклад в процесс.

Оценка знаний в режиме реального времени.Опросы, тесты, квизы и голосования прямо во время занятия с возможностью моментально оценить результаты вовлекают участников, помогают лучше отслеживать их прогресс и корректировать курс. Мы здесь используем свой продукт — Линк Формы.

Возможность обсуждать и реагировать на контент.Чаты, реакции, функция «поднять руку» — все это позволяет учащемуся чувствовать себя включенным, взаимодействовать с коллегами и спикером.

Геймификация— системы рейтингов, достижений и наград отлично стимулируют продолжать обучение, особенно активно вовлекаются молодые сотрудники. По нашему опыту, с этой задачей прекрасно справляется платформа iSpring.

Измеримость результата

Современные платформы предоставляют аналитику, которая превращает обучение из статьи расходов в инвестицию. Работодатель может оценивать качество обучения по метрикам — показатели вовлеченности, результаты тестов и опросов, оценки NPS, статистика прохождения курсов.

Кроме того, у вас будет возможность прогнозировать результаты по разным обучающим программам, выявлять риски, «узкие места», которые требуют доработки. А на основе отчетов с объективной статистикой всегда можно оценить вклад обучения в бизнес-метрики.

Пример из практики

Мы в «МТС Линк» раньше проводили корпоративное обучение сотрудников коммерческого отдела в формате трехчасовых вебинаров. А потом в портфеле компании появились новые продукты, сложность обучения возросла — уровень знаний сотрудников упал сразу на 20%, снизилась вовлеченность. Уже после первого часа специалисты теряли концентрацию или вовсе отключались.

Найдите сотрудника
на Зарплате.ру

Зарегистрироваться

Тогда мы кардинально поменяли подход — контент разбили на три часовых модуля и насытили процесс интерактивом. После каждого блока внедрили промежуточные тесты с мгновенным разбором ошибок, добавили командные квизы и активно использовали онлайн-доски для совместной работы с тренером над реальными кейсами запросов клиентов.

Результат впечатлил: уровень знаний сотрудников вырос с 67% до 82%, а качество клиентских коммуникаций улучшилось с 55% до 74%.

Подытожим: современные технологии превращают скучное шаблонное обучение в стратегический центр развития персонала. Компании получают качественный измеримый результат и оптимизацию расходов на образовательные программы.

Подписывайтесь на рубрики «Руководство» и «Работодателям» — будете получать свежие экспертные материалы прямо в личку