Что значит «насмотренность» в требованиях к кандидатам?

Что значит «насмотренность» в требованиях к кандидатам?

Продолжаем объяснять простым языком новомодные слова в вакансиях. Проактивность разобрали, сегодня в фокусе насмотренность. Как и куда смотреть, чем это вам поможет в работе и карьере — узнаете из реальных примеров.

Спойлер: насмотренность нужна всем — и продажникам, и делопроизводителям.

Не только про визуальный опыт

Раньше насмотренность считали узким навыком дизайнеров, художников, фотографов, стилистов и других «визуальщиков». Сегодня словечко используют в десятках сфер — от разработки до продаж и управления. Насмотренный специалист прокачивает личный опыт и впитывает чужой — подмечает интересные приемы, делает выводы. Буквально: насмотрелся на других и стал эффективнее работать сам.

Насмотренность — это не просто «видели-видели». Это комбинация опыта и аналитического мышления. В сфере продаж такой навык позволяет видеть схожие проблемы разных клиентов и применять проверенные методы решения. То есть, хорошая насмотренность экономит время на диагностику ситуации и поиск решений, — поясняет Дмитрий Норка, эксперт по организационному и командному доверию.

Это не талант и не сверхспособность, а один из «гибких навыков». Например, работодатели ждут насмотренности от редакторов и контент-менеджеров, маркетологов, SMM-специалистов, руководителей, менеджеров по работе с клиентами и делопроизводителей.

В чем проявляется насмотренность

Собрали мнения экспертов и примеры из разных сфер.

Веб-дизайн. Насмотренные специалисты в курсе трендов, знакомы с дизайн-стратегией конкурентов, понимают вкусы аудитории.

Еще это про пользовательский опыт и удобство. Насмотренный дизайнер создает интуитивно понятные веб-сайты. Он видел много удачных и не очень примеров навигации, визуальной иерархии, поэтому не будет изобретать велосипед, а сразу сделает удобно для пользователя, — дополняет основатель студии графического дизайна ART Factory Ирина Савекина.

Фотография. Визуальный опыт формирует вкус фотографа, помогает уловить модное и внедрить это в работу.

Как-то в работе с известным брендом мне удалось использовать в образе модели стилистику из модного показа. Снимки получились в духе времени, но в то же время уникальными. Чем больше я вижу разнообразных тенденций, тем больше у меня идей для фотосессий, — делится фотограф и контент-продюсер Татьяна Гасанова.

PR, маркетинг. Профессионал следит за конкурентами и коллегами, постоянно пополняет инструментарий и наращивает экспертизу. Креативит не «из пустоты», а на базе проверенных приемов.

Если смотрите на проект и понимаете, что где-то уже видели подобное, вам не кажется. Это креатор почерпнул что-то у предшественников. Мы не говорим о плагиате, есть куда более подходящие определения — оммаж, отсылка. Почти все креативы создают насмотренные люди. PR-отрасль самоочищается — лишь немногие оказываются на волне, — поясняет специалист по связям с общественностью компании «Киберпротект» Роман Кашенков.

Вопрос с плагиатом в творческих профессиях очень тонкий. Да, вы быстрее и проще сгенерируете креатив на чужих идеях, но можете угодить в ловушку. Илья Могилевцев, сооснователь и коммерческий директор коммуникационного агентства О’Смысле, предостерегает:

Насмотренный креативщик рискует порождать вторичку, примеров — тысячи. При этом авторы не воровали идею специально, просто подсознание подкинуло им когда-то увиденный вариант как собственный.

Веб-разработка. Разработчик с развитой насмотренностью сделает все быстрее и дешевле, так как уже разобрал множество кейсов, знает разные решения задач.

На этапе проектирования продукта насмотренный разработчик не совершит критических ошибок, а предупредит руководителя: «Если сделаем так, то возникнет такая проблема, но есть варианты ее избежать», — подсказывает специалист по отбору и развитию персонала, основатель сервиса myresume.ru Борис Сысоев.
соискатели

Как тренировать насмотренность

Капитанский ответ — постоянно смотреть на работу коллег, конкурентов, профи в вашей сфере. Эксперты советуют:

  • Подписаться на ключевые профильные медиаресурсы: соцсети, Telegram-каналы, подкасты, блоги и т. п.
  • Анализировать чужие успешные работы — от флагманов в отрасли до интересных нишевых стартапов.
  • Посещать конференции, форумы и прочие тематические мероприятия.
  • Мониторить отраслевые новости.
  • Просто серфить в интернете — от профессиональных шуток и мемов до узкоспециальных вопросов.

Фотограф и контент-продюсер Татьяна Гасанова делится опытом:

Чтобы прокачать насмотренность, я постоянно погружаюсь в различные источники: аккаунты модельеров и модных домов, Pinterest для вдохновения, глянцевые журналы, модные фильмы и сериалы, выставки. Не просто смотрю, а анализирую — какие цвета, фактуры и стили в тренде, как это воплотить в своих работах.

Ключевой момент — это не разовая акция с погружением. «Насматриваться» надо системно, а не пытаться объять необъятное в сжатые сроки.

Насмотренность нельзя развить за день, неделю, месяц. Это постепенный процесс. Информация должна «осесть» в голове и прочно там закрепиться, только тогда будет эффект, — полагает Борис Сысоев.

Важно: на собеседованиях часто спрашивают, с какими примерами по работе знакомы, кем вдохновляетесь, чей стиль ближе. Например, Илья Могилевцев при подборе SMM-специалиста в коммуникационное агентство сразу оценивает профессиональный кругозор соискателя:

Если кандидат назовет Aviasales или Vizit — это хорошо, но уже классика. Интереснее нишевые примеры. Важны не только кейсы, но и источники — всегда спрашиваю, где собеседник наткнулся на идею. Очень радуюсь, когда соискатель удивляет какими-то проектами, о которых я сам не слышал.

Ставьте 👍 — если было интересно

😐 — если не очень

💩 — если бесят такие статьи, начальник, клиенты, соседи, погода, мироустройство

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0