«Доставали из труб оленьи рога и самовар 1971-го года»: разговор с руководителем из Водоканала

«Доставали из труб оленьи рога и самовар 1971-го года»: разговор с руководителем из Водоканала

Меня зовут Екатерина Шаркова и я прошла путь от «Кати из канализации» до «Королевы ассенизаторов» и прекрасно говорю на трех языках: народа, власти и бизнеса. Рассказываю, как инициативность и предприимчивость помогли мне стать коммерческим директором в федеральной коммунальной компании.

Я жила в маленьком городке и поступала в вуз благодаря выездной комиссии Тюменского архитектурно-строительного университета. Распределяли абитуриентов по результатам экзаменов, меня направили на факультет инженерных сетей и сооружений, на загадочную специальность ВиВ. На вопрос: «Что это такое?» женщина из приемной комиссии многозначительно сказала «Водоснабжение и водоотведение». Конечно, она не уточнила, что водоотведение — это канализация.

Екатерина Шаркова
Я решила, что работа связана только с очисткой воды и трубопроводами и согласилась. И вдруг на втором курсе у нас появились предметы совсем не про чистую воду, например, «Канализационные насосные станции» и «Очистные сооружения канализации». Но уходить было уже поздно, мне нравилось.

После вуза мечтала работать в Водоканале. Помню, как на первом курсе проходила практику, шла по коридору и думала: «Вот и я когда-нибудь буду тут ходить, как сотрудники, в костюме и на каблуках».

Работу получила быстро, но каблуки не пригодились

Меня взяли сразу, потому что выпускники моей специальности были нужны в более престижных местах: проектных институтах, сметных отделах строительных компаний. Водоканал одногруппников не привлекал из-за низких зарплат и сомнительного контингента сотрудников ЖКХ.

А вот каблуки не пригодились — я попала не в администрацию, а в цех канализации, как потом говорил мой шеф «фуфайки выдавать». Я принимала заявки на засоры, вела отчеты и планы работ, составляла табель бригад и выдавала спецодежду. Мне нравилось, что я была единственной девушкой в мужском коллективе, но не потому что пришла искать себе жениха — все относились ко мне очень по доброму, по-отечески.

Когда звонила в бухгалтерию или в охрану труда говорила: «Алло, это Катя из канализации», так ко мне и приклеилось это прозвище. Когда решила строить карьеру, оно мне помешало: не все коллеги были готовы видеть руководителем «Катю из канализации».

Начала собственный проект, чтобы меня заметили

Через три года поняла, что «засиделась в канализации». Решила выступить с инициативой — в одном из опросов предложила создать совет молодых специалистов и сама же его возглавила.

Мы проводили велопробеги, ходили в музеи, представляли предприятие в творческих конкурсах и организовали первую научно-практическую конференцию молодых специалистов Водоканала из разных регионов России. А еще перед каждым Новым годом поздравляли детей сотрудников в костюмах Деда Мороза и Снегурочки. Кстати, сейчас, спустя 15 лет, молодежный совет есть в каждом Водоканале нашей группы компаний.

Мою инициативность заметили и предложили должность начальника отдела по работе с населением. Я шутила, что в 26 лет «из канализации выбилась в люди». Проработала 4 года, а когда мой руководитель, коммерческий директор, уехал на повышение, мне предложили его место.

Одинаково хорошо общаюсь с бизнесом, властью и населением

Как у любого коммерческого директора в моих KPI стоит выручка и прибыль. А в Водоканале доход напрямую зависит от того, сколько воды ты продашь, и сколько канализации примешь, поэтому контролирую, чтобы потребители вовремя оплачивали услуги.

Моя коллега однажды сказала отличную фразу:«Я одинаково хорошо разговариваю на двух языках: на языке бизнеса и на языке власти». Я бы добавила, что говорю на трех: бизнеса, власти и населения. Все они наши клиенты со своими вопросами и проблемами. Люди спрашивают про счетчики и оплату услуг, бизнес заключает договоры на подключение новых объектов, власть обсуждает вопросы экологии.

Самое трудное — говорить с людьми, которым не в силах помочь

Бывают грустные истории. Как-то неблагополучная мама прописала в квартире без счетчика 20 человек и умерла, накопился большой долг, с которым должен был разбираться ее 18-летний ребенок.

Екатерина Шаркова
Встречаются и нерадивые «помощники», например, внук заботливо установил бабушке магнит на счетчик, она даже не знала об этом. Мы приехали в квартиру и выписали пенсионерке штраф за вмешательство в работу прибора, сумма в 10 раз больше, чем оплата по квитанции. Бабушка плачет, ругает внука, а он студент, что с него взять?

Иногда и улыбаемся, однажды пришел должник, которому отключили воду, и искренне недоумевал, почему он должен платить, ведь вода дана ему Богом.

Удивительные вещи из канализации

Чего только не найдешь в канализационных колодцах! Мы извлекали оленьи рога, самовар 1971-го года выпуска и чугунный сливной бачок 60-х годов. А однажды вытащили пять ведер ватных палочек, кто и зачем смыл их в канализацию — загадка.

А как-то в колл-центр позвонил мужчина и пожаловался, что из крана течет ярко-зеленая вода. Стали разбираться, никто не понимал, что происходит…. Через 30 минут трубку взяла жена заявителя, оказалось, что супруг немного выпил. Он действительно видит зеленую воду, но бежит она из унитаза, потому что жена кинула в бачок ароматизированную таблетку.

Как я стала «Королевой ассенизаторов»

Даже в новой должности тема канализации не отпускала. Мне поручили упорядочить рынок вывоза сточных вод и выстроить отношения с бизнесом, который занимается канализацией в частном секторе. Ассенизаторы долгое время незаконно сливали стоки в наши колодцы. Мы теряли доход, люди жаловались на запах, а власти — на ущерб экологии.

Кстати, ассенизаторы всегда были престижной профессией, в древности их даже называли «золотарями». В Водоканале сейчас нет отдельной должности ассенизатора, это просто водитель ассенизаторской машины, который в любой момент при необходимости может сесть за руль водовозки или самосвала. Но думаю, бизнес продолжает существовать, а у профессионалов и сейчас все хорошо с доходом.

Я проводила встречи с ассенизаторами, рассказывала, что нужно сливать стоки только в установленных местах, иначе они вредят экологии. Мы построили автоматизированные станции, сделали удобные места для слива, учли все пожелания и создали группу в мессенджере для общения. Теперь коллеги шутят: «Ты же „Королева ассенизаторов“ они только тебя слушаются».


👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0