Как написать объявление о вакансии, чтобы отфильтровать неподходящих кандидатов еще на этапе отклика — держите гайд с экспертным разбором проблемных точек и примерами.
Приглашенные эксперты:
Лилия Тронина — HRD маркетингового агентства b2b-creative
Анастасия Курникова — HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner
Алина Ловчикова — старший менеджер сервиса по возврату просроченной задолженности ID Collect
Название вакансии
Первым делом соискатель вводит в строку поиска название должности, на которую претендует: бухгалтер, менеджер по продажам, электрик и т. п. Ваша задача — максимально точно попасть в этот запрос. Расплывчатые, обобщенные или слишком креативные заголовки просто не попадут в выдачу или окажутся в самом «хвосте» списка. Некоторые рекрутеры применяют эту тактику для PR-задач, но релевантных кандидатов «фея чистоты» или «няня для свиньи» вам не принесут. Человек даже не кликнет на вакансию, чтобы узнать подробности, так как название должности ему уже не подходит и нет мотивации изучить более подробно условия, зарплату, саму компанию. Зато активизируются любители поделиться свежим приколом в соцсетях.
Указывайте в названии конкурентные преимущества. Не все, а именно те, что привлекают кандидатов в конкретной должности. Например, для 80% менеджеров по продажам важны показатели входящего трафика клиентов. Можно отобразить это в заголовке.
Пример вакансии с максимально четким заголовком:
Зарплата
Ура, вы попали в воронку по названию, следующий важный шаг — указать адекватную для рынка зарплату. Многие соискатели сразу ставят галочку в фильтре и просто не увидят объявления без конкретных цифр.
Очень важно обозначить уровень дохода или хотя бы ориентир — «от» или «до». Мы добавили цифры по зарплате в вакансию руководителя группы взаимодействия с судами — и подходящих откликов стало почти в два раза больше.
Но это лишь верхушка айсберга. По опыту Лилии Трониной, релевантные кандидаты обращают внимание на следующее:
- Формат «до вычета налогов» или «на руки» — второй вариант более привлекательный
- Жесткие рамки — конечно, есть специальности, где зарплата четко ограничена, но строгое «до» оттолкнет сильных и амбициозных
- Нереалистичные суммы, например от 25 до 950 тысяч рублей — это вызывает серьезные подозрения
Описание
Самая важная часть, влияющая на точность подбора. Чаще всего проблемы возникают из-за невнятного описания требований и обязанностей.
Например, вакансия «Специалист по маркетингу» без уточнений конкретных навыков SMM, SEO, аналитики и т.д. может привлечь многих соискателей, которые не будут отвечать вашим потребностям. На вакансии с общими формулировками, такими как «опыт в IT», будут откликаться кандидаты из смежных областей, но без нужной квалификации.
Из наблюдений Алины Ловчиковой:
Мы на собственном опыте убедились, насколько уточнения к описанию вакансии меняют статистику по откликам. Так, в описании требований к руководителю департамента аналитики изначально мы не уточнили, что обязательно уметь работать со скорингом на основе Machine Learning. В результате откликалось много людей, у которых был опыт работы с различными скоринговыми моделями, но без использования ИИ. Как только прописали этот момент в обязательных требованиях к кандидату и выделили его жирным шрифтом, смогли сократить количество нерелевантных откликов почти в 2 раза.
Хорошим кандидатам очень важно четко понимать, чем они будут заниматься и что подразумевается под каждым пунктом. Если просто скопируете должностную инструкцию, получите массу нерелевантных откликов от кандидатов, которым все равно, чем заниматься.
Лилия Тронина советует обратить внимание еще на несколько моментов в описании:
- Уникальность. Сомнительное решение — заполнить шаблон «под копирку» с десятков похожих вакансий. Получите пачку таких же шаблонных откликов от соискателей, которые «веером» рассылают резюме, даже не дочитывая описание. А главное, как целевому кандидату понять, что стоит откликнуться именно на ваше объявление, чем вы лучше конкурентов?
- Много букв без структуры. Не пишите километровых полотен текста. Целевые сотрудники вряд ли будут вчитываться и листать до конца, они просто закроют вакансию и сделают выбор в пользу той, где вся ключевая информация видна сразу.
- Слишком большой список условий и требований. На рынке труда появилось понятие «моветон» в требованиях. Перечень на 10+ пунктов вместе с очевидными базовыми навыками — стопроцентный «красный флаг» для крутых и вовлеченных кандидатов. Зато откликнутся те, кто даже не дочитает список. Пример неудачно прописанных требований:
Неправильные «плашки»
Некоторые детали вакансии на сайте автоматически подсвечиваются в виде плашек — например, «отклик без резюме» или «без опыта». Их видно в ленте, даже если не открывать подробности объявления.
Следите, чтобы не было лишних «плашек», они могут приманить нерелевантных кандидатов, предостерегает Лилия Тронина. Например, соискателей в поисках временной подработки или тех, кто ищет работу без резюме.
Хотите поделиться экспертизой или классным кейсом? Отмечайтесь в форме обратной связи, мы всегда рады новым героям 😉