Что делать, когда сотрудник пропал и не отвечает на звонки

Что делать, когда сотрудник пропал и не отвечает на звонки

Не спешите увольнять «потеряшку» — подаст в суд. Во-первых, выясняйте причину неявки, во-вторых, фиксируйте прогулы с первого дня. И в-третьих, сразу подстрахуйтесь на будущее. Как проделать эти три шага без ошибок — читайте в новой статье 👇

Выяснить причину

Ситуация: ваш сотрудник не вышел на работу. Трубку не берет, на сообщения не отвечает. От такого никто не застрахован, причины могут быть разные. Может, он тяжело заболел или попал в аварию. Может, ушел в запой или его задержала полиция. А вдруг человек просто решил начать новую жизнь с понедельника и уехал в другую страну? Первое, что нужно сделать работодателю — выяснить, что случилось. Иногда объяснение банально:

— Мы всегда при приеме на работу собираем с согласия сотрудника контакты его родственников и друзей. Был как-то случай: у работника просто выключился телефон, мужчина проспал и не вышел вовремя на смену. Мы связались с его женой, она тоже не смогла дозвониться, поэтому позвонила соседям, которые его и разбудили. Сотрудник тут же перезвонил, извинился и оперативно приехал на работу, — вспоминает операционный директор международного сервиса заказа трансферов i'way Ольга Чикан.

Если связаться с пропавшим так и не удалось, советуем внимательно осмотреть его рабочее место. Проверьте, остались ли там личные вещи — например, кружка, фотографии, любимый кактус. Если вещи исчезли, а рабочее место очистили — вероятно, ваш сотрудник просто ушел по-английски. Такое случается.

Обязательно опросите коллег, с которыми пропавший работник общался накануне. Может быть, он рассказывал им о своих планах, а вас решил уведомить постфактум. Ольга Чикан припомнила еще один случай:

— Человек не вышел на работу, и весь день мы не могли с ним связаться. К счастью, он жил рядом с одним из коллег, которого мы попросили к нему зайти вечером. Выяснилось, что сотрудник сильно заболел, но почему не связался с нами — так и не ответил. Думаю, что здесь в какой-то мере сыграла обычная безответственность.

Зафиксировать отсутствие

Важно фиксировать каждый день отсутствия сотрудника на работе и все действия по поиску пропавшего. Это станет подстраховкой на случай судебного дела о правомерности увольнения за прогулы. Например, если спешно уволили специалиста, а он не выходил на связь по уважительным причинам, — вас заставят восстановить его на работе с соответствующими выплатами.

— Установленных сроков пропажи в этой ситуации нет, поэтому пока суд не признает отсутствие сотрудника безосновательным, расторгать трудовые отношения не нужно, — предупреждает адвокат Артем Васильев.

А вот, что точно стоит сделать при затянувшихся поисках, по мнению Артема:

👉 Составить акт, который подтверждает факты и обстоятельства поисков, особенно звонки. Акт должны подписать три свидетеля.

👉 Направить сотруднику письменное уведомление о необходимости явиться и дать объяснения своего отсутствия.

👉 Обратиться в правоохранительные органы с заявлением о розыске.

💡
Работник не обязан отвечать на звонки и сообщения во время больничного, отпуска или во внерабочее время. Вы можете выразить свое недовольство по этому поводу, но на трудовые отношения это влиять не должно.

Решить, что делать дальше

Время идет, а исчезнувший сотрудник по-прежнему не отвечает на письма, звонки и сообщения. Руководителю нужно выбрать одно из двух:

1/ Продолжать поиски «потеряшки». Законодательство не обязывает работодателя этим заниматься, но и не запрещает. Например, можно обратиться в правоохранительные органы.

— Сотрудник не вышел на смену и просто пропал, на звонки и сообщения не отвечал. Мы его обыскались, даже домой к нему приезжали. А время шло, решились на крайние меры — обратились в полицию. На нас там смотрели косо, даже заявление брать не хотели. Удалось убедить, что другого пути нет — человек даже за зарплатой не пришел. Заявление приняли. Мы продолжали составлять акты об отсутствии на рабочем месте и писать заказные письма с призывом появиться на работе. Через несколько дней нам сообщили, что пропавший сотрудник нашелся! Назвали его новый адрес, мы поехали туда. Оказалось, наш «потеряшка» уже несколько недель работал на новом месте, завел новую трудовую книжку и сменил номер телефона. Спрашиваем: “Что же ты нам не сказал?” Он удивленно ответил: “А зачем?” Нет слов, одни эмоции, — поделилась Евгения Гришина, руководитель службы персонала системного интегратора Абак - 2000.

2/ Найти замену. Тут разные варианты — договориться о совместительстве с кем-то из коллег, увеличить численность штата и нанять нового человека. Если бизнес-процессы позволяют, можно просто пригласить временного работника, фрилансера.

💡
Если человек увольняется в период систематических длительных прогулов, то днем его увольнения будет считаться последний фактически отработанный (ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ).

Застраховать себя от исчезновения сотрудника никак не получится. А вот «постелить соломки» на уровне четкой работы HR-отдела — вполне реально. Для этого советуем:

✅ Прописать в локальном нормативном акте правило: при выходе на работу после внезапного отсутствия сотрудник должен письменно сообщить кадровому отделу о своем появлении. Если компания маленькая — можно сообщать непосредственному руководителю.

✅ Объяснить сотрудникам по работе с персоналом, почему важно фиксировать не только отпуска и больничные, но и отсутствие работников по другим причинам. Делать это нужно с первого дня невыхода человека на работу.


У вас когда-нибудь пропадали сотрудники? Как разруливали ситуацию?

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0