Официант: резюме и собеседование

Официант: резюме и собеседование

На что обращают внимание работодатели

Управляющая Траттории Della Mamma Анна Исупова, специалист с опытом работы в ресторанном бизнесе более 14 лет, делится советами и рассказывает об особенностях профессии.

Про резюме

Претенденты на должность официанта, как правило, очень молоды, часто — без опыта работы. Поэтому резюме очень лаконичное: пол, возраст, образование. В этом случае конкурентным преимуществом может стать адекватная фотография. Ни в коем случае не присылайте селфи: полуголые телеса, инстаграмные фильтры — всё это в резюме неуместно. Официанта нанимают для общения с гостями, поэтому ваш портрет должен демонстрировать, что вы открытый и дружелюбный человек.

Если вы уже работали официантом, обязательно укажите это в резюме. Если опыта работы нет — напишите об участии в общественных проектах. Подойдёт даже КВН. Это покажет работодателю, что вы общительны, разговорчивы и умеете держаться на публике.

Представьте, что на кухне закончились котлеты и нет поваров, один шеф-повар разрывается между заказами. Официант может пойти извиняться и лепетать, что котлет нет, ждите. А может с воодушевлением рассказать, что котлеты вам сейчас лично приготовит шеф-повар, да не из заготовки, а прямо из-под ножа, свежайшие! Чувствуете разницу?

Про собеседование

При личной встрече будут оценивать ваши коммуникативные навыки: дружелюбность и умение общаться, вашу речь — отсутствие речевых ошибок и слов-паразитов. Внешность также важна. Это не значит, что вы должны быть супервосхитительны и красивы. Речь, скорее, о харизме: выбирая между холодной красавицей и обычной, но улыбчивой и обаятельной девушкой, я выберу вторую.

Будьте готовы также рассказать о прошлых местах работы и объяснить, почему вы оттуда ушли. Не стоит критиковать предыдущих работодателей, но можно честно сказать, если не устраивали условия труда: неудобно территориально, не сошлись с руководством в вопросах графика работы или уровня зарплаты.

Что касается задания на собеседовании — я не буду просить сервировать стол или «продать» мне ручку. Официант — это не продажник, я сторонник искреннего сервиса и в сотруднике ищу человеколюбие, эмпатию, позитив, харизму. Официант должен любить и уважать людей.

Про ситуацию на рынке труда

В общепите действительно большая текучка кадров. Большая — это значит, что в кафе за два месяца меняется 50% состава. И есть места, где готовы взять на работу всех желающих. Это, скорее, касается заведений типа фастфуд.

Есть ярко выраженная сезонность: зимой и осенью официантов не найти. А летом студенты сдали сессию: «Здравствуйте, мы пришли». Поэтому играйте на опережение — подайте резюме сейчас, пока все заняты курсовыми и зачётами.

Про зарплату и чаевые

Зарплата в общепите — это почасовая оплата и процент с личных продаж. Средний оклад по рынку сейчас от 75–80 до 100 рублей в час. Смена обычно — от 10 до 16 часов. В среднем — 18 000 рублей, если работать через день. Плюс процент от личной выручки — это процент со всех заказов, которые официант отдал за день. Обычно от 2 до 10% от суммы чека.

Это мотивация для официанта делать свою работу лучше, быть внимательнее к гостям, уверенно разбираться в меню. Получать процент с продаж сотрудник начнёт после двухнедельной стажировки и успешной аттестации по меню.

Чаевые, как правило, каждый забирает свои. При этом официанты оставляют какой-то процент чая бару, потому что бар отдаёт напитки, иногда по желанию могут делиться чаевыми с кухней. Но это вопрос договорённости, потому что у поваров зарплата выше.

Здесь решают харизма, обаяние, умение общаться с гостями, кухней и баром. Если уважаешь людей и искренне о них заботишься, всё получится. Например, я знаю девушку, которая меньше 1000 рублей чаевых за смену никогда не получала.

Про штрафы

В трудовом законодательстве такого понятия нет. Но в случае проступка сотруднику могут не выплатить процент с продаж. Если вдруг официант перепутал заказы, вынес гостю неверное блюдо, а его уже приготовили, ему придётся это блюдо оплатить. Некоторые работодатели настаивают на оплате по цене меню, я думаю, более справедливый вариант — оплата по себестоимости.

Про перспективы

В отличие от Европы, где официанты — это солидные мужчины старше 50, в России чаще это временная работа.

Я всегда своим ребятам задаю вопрос: вы пришли быстро денег заработать или хотите развиваться в ресторанной сфере? Это будет два разных подхода, две разных карьерных стратегии. Я знаю миллион примеров, когда официанты дорастали до администратора, а позже — до управляющего.

Был случай, когда девушка начинала с обслуживания столиков в зале и доросла до руководителя несколькими заведениями сети. Чтобы стать управленцем, важно вникать во все рабочие процессы.

Про искренний сервис и книжки

Если в заведении отличное обслуживание, сотрудники умеют общаться с гостями, искренне хотят о них позаботиться, не нужна даже реклама.
О вашем кафе все узнают по сарафанному радио. И официантам в этом отведена главная роль. Они лицо заведения, первая линия продаж, сопровождают гостей всё время их пребывания в ресторане.

В заведениях, где я работала, мы составляли специальный гайд для официантов по обслуживанию: как встречать гостей, как общаться, как быть внимательным, но ненавязчивым. Если эта тема интересна, советую почитать книги «Искренний сервис» Максима Недякина и «Ух-ты! Сервис» Виталия Антощенко. Это полезно не только в сфере общепита. Если вы научитесь общаться с гостями, то потом с кем угодно сможете договориться.

Официант — ключевая позиция в заведении. От него не меньше, чем от повара зависит, какое впечатление о ресторане останется у гостей. Работодатели всегда рады сотрудникам с опытом, но львиная доля соискателей его не имеют, и это не страшно. Главное — желание учиться, любовь и уважение к людям и драйв. Без этого никак!

Собирала материал: Елена Маркова

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0