«Не вскрытия, а диагностика»: правда о профессии патологоанатома
Вопреки медийному образу, работа врача-патологоанатома куда «прозаичнее». Большую часть времени он работает с микроскопом и медицинскими образцами. В этой статье вы узнаете, как на самом деле выглядит профессия, окутанная зловещими мифами и стереотипами.
Наш эксперт: Дмитрий Буланов, заведующий патоморфологической лабораторией компаний «ЛабКвест» и «Q-Клиника», кандидат медицинских наук, доцент кафедры патологической анатомии лечебного факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова, член Северо-Американской и Канадской Академии патологии USCAP.ORG.
Чем на самом деле занимаются патологоанатомы
Из-за детективных сериалов и некоторых материалов в медиа вокруг профессии сложилось много ложных стереотипов. Главный из них — что патологоанатом работает в морге и занимается только вскрытиями.
На самом деле основная работа специалиста — диагностика живых пациентов. Хотя врач и не контактирует с ними напрямую, а исследует гистологические стекла — образцы тканей и патологических образований.
90% времени мы изучаем под микроскопом биопсийный материал живых пациентов. Например, образцы, полученные в результате эндоскопии или гинекологического обследования. В основном исследования касаются заболеваний ЖКТ, дыхательной и мочеполовых систем или плаценты. Цель исследования — уточнить диагноз и изучить, как ведет себя патологическое образование. Например, если это опухоль, определить ее тип — доброкачественный, злокачественный и т. д. Потому что тактика лечения может сильно отличаться. При этом лечение назначает врач-клиницист, патологоанатом только диагностирует. С живыми пациентами мы никогда не взаимодействуем.
Другая цель — оценить эффективность лечения. Например, пациенту с онкологией назначен курс химио- или лучевой терапии. В таких случаях важно следить за тем, как реагирует на нее опухоль и, если нужно, менять тактику лечения.
Профессию не обошел тренд на внедрение ИИ. Нейросети помогают патологоанатомам обрабатывать большие данные — анализируют многочисленные снимки стекол и дают первичную оценку.
Лишь малая часть работы патологоанатома — посмертная диагностика, если пациент умер в больнице. Вскрытие происходит в присутствии комиссии, в которую входит и лечащий врач покойного, а цель — установить и официально зафиксировать причину смерти, выявить или исключить факт врачебной ошибки.
Ошибки лечения или диагностики в ходе вскрытий обнаруживаются редко. Чаще всего пациенты погибают потому, что обращаются уже в критическом состоянии, а не на ранних стадиях. И в таких случаях не всегда удается спасти человека, несмотря на все усилия врачей.
Но это касается только тех случаев, когда пациент проходил лечение в больнице. Патологоанатом не занимается вскрытиями людей, погибших от несчастного случая или насильственной смертью. Тогда тела везут на судебно-медицинскую экспертизу.
Патологоанатомов часто путают с судмедэкспертами. И те и другие проводят вскрытия, но не только. Врач-судмедэксперт также обследует живых пациентов, которые подверглись насилию — определяет степень причиненного вреда здоровью.
Отличие в том, какую цель преследует специалист. У патологоанатома она медицинская — исследовать патологические образования, чтобы точно поставить диагноз. А цель врача-судмедэксперта — правовая — готовить заключения для судебного делопроизводства.
Учатся на патологоанатома как минимум восемь лет. Сначала нужно получить базовое медицинское образование — лечебное дело или педиатрия, а потом пройти два года ординатуры.
Зарплаты и карьерные перспективы патологоанатомов
Еще один стереотип — заработки в этой профессии очень низкие. В первую очередь потому что работать приходится в госсекторе.
Действительно, у патологоанатомов меньше возможностей уйти в частную медицину. Большинство вакансий — в бюджетных медучреждениях. И зарплата там не всегда рыночная. Есть вакансии с окладом 30 тыс. руб., большинство — в диапазоне 60–80 тыс. рублей. Но все зависит от региона, города и даже конкретного учреждения. Например, на момент выхода статьи на Зарплате.ру можно найти такие вакансии:
При этом в крупных городах зарплата может быть и выше. По словам Дмитрия Буланова, средний оклад в Москве — 145 тыс. рублей.
К тому же диагностическая работа — не единственный источник дохода. Продвинутый врач-патологоанатом может параллельно преподавать, консультировать других специалистов и медучреждения, вести научную деятельность. Патологическая анатомия — очень исследовательская дисциплина. Врач часто имеет дело с уникальными биоматериалами, что открывает возможности для разного рода научных работ.
Также врач может стать частью большого научного сообщества — участвовать в конференциях, образовательных программах, состоять в ассоциациях как национальных, так и международных. Например, в Российском обществе патологоанатомов или Северо-Американской и Канадской Академии патологии (USCAP).
USCAP — это большое сообщество специалистов со всего мира, а не только США и Канады. Членство дает доступ к курсам, образовательным материалам и к участию в конференциях, которые проходят в разных штатах США и Европе. На них можно услышать доклады ведущих экспертов в разных направлениях патологической анатомии, узнать о последних исследованиях.
Сам я выступать не пробовал, поскольку в рамках российской медицины сложно нарастить достаточный уровень экспертизы. На западе специалисты занимаются очень узкой сферой исследований. В России такое невозможно из-за нехватки рабочих рук. Патологоанатом не может заниматься только, например, злокачественными опухолями или отдельным видом воспаления. Приходится изучать материалы всех видов, которые поступают в учреждение.
Зачем патологоанатому «мягкие» навыки
Наконец, еще один стереотип из массмедиа: патологоанатом — это не очень контактный или даже асоциальный человек. На самом успешные специалисты, как и в любой профессии — командные игроки с развитыми коммуникативными навыками. Социальные навыки в 2025 году — это не «бонус», а фундамент успешной карьеры.
Главный совет, который я даю студентам как преподаватель — развивать социальные навыки. Хотя патологоанатом не общается с пациентами, ему важно уметь работать в команде. Нужно много общаться с коллегами, обсуждать случаи, вместе находить решения. Часто с одним пациентом работают сразу несколько специалистов. И важно, чтобы их действия были согласованы.
Чтобы справляться с эмоциональной нагрузкой, патологоанатому нужен крепкий «тыл» — семья, хобби, правильно организованный отдых. Для этого необходимы навыки саморегуляции: стрессоустойчивость, управление вниманием, критическое мышление, тайм-мендежмент.
Несмотря на эмоциональную нагрузку, эта работа дает и положительные эмоции. Меня вдохновляет осознание, что мы сильно помогаем коллегам-врачам. Благодаря нашей работе они могут точнее поставить диагноз и назначить лечение, которое действительно поможет пациенту. А еще, когда ежедневно соприкасаешься со смертью и тяжелыми заболеваниями, это учит ценить жизнь — заботиться о здоровье, проводить больше времени с близкими.
Поставьте жизнерадостный👍, если было интересно, узнали что-то новое!