Что значит «тихое повышение» и «тихое увольнение»

Что значит «тихое повышение» и «тихое увольнение»

Получили больше обязанностей за старую зарплату — это «тихое повышение», стали работать на необходимый минимум — «тихое увольнение». Покажем на практике.

Повысили все, кроме зарплаты

С «тихим повышением» (quiet promotion) сталкиваются сотрудники в разных странах и профессиональных сферах. Западные исследователи называют цифру 78% — столько людей хотя бы раз оказывались в ситуации, когда рабочая нагрузка увеличивалась без дополнительной оплаты.

В России такая практика очень популярна среди работодателей. Типичная схема: в компании проводят оптимизацию, сокращают бюджет, а сотрудников просят «войти в положение» и взять на себя дополнительные обязанности. Другой случай — кадровые проблемы, которые работодатель пытается решить силами коллектива. Например, сотрудница ушла в декрет, а её обязанности делят между оставшимися коллегами. Или долго не могут закрыть вакантную должность и предлагают кому-то из команды временно выполнять чужую работу.

📖
У всех случаев «тихого повышения» есть общий признак — вы делаете больше работы, а денег получаете столько же, сколько и раньше.

Бывают и более хитрые схемы, когда работодатель маскирует новые обязанности под видом новых возможностей и перспектив. Такой историей поделилась с нами читательница Снежана К.:

Это был самый неприятный опыт за всю мою карьеру. Я тогда устроилась в маленькую компанию, в штате всего 10 человек. Обычная для бизнеса история: купи подешевле у одних, продай подороже другим. Прошло месяца полтора, я ещё была на испытательном сроке, когда директор вызвал на разговор. Сказал, что видит во мне большие перспективы и предложил взять на себя часть функций коммерческого директора. Без повышения зарплаты. Мол, это отличная возможность освоить новые навыки, набраться опыта, а потом и повысим тебя. Я согласилась. В итоге, помимо основных обязанностей, у меня добавилась куча административных, плюс управление бюджетом. И тут выяснилось, что директор постоянно брал из бюджета деньги на собственные нужды! Там были какие-то безумные кредиты, мутные схемы с поставщиками, сделки, которые проводились «взакрытую». Я два месяца жила в бешеном ритме, домой приползала после десяти вечера. И вишенка на торте — мне нужно было еще и как-то «выкраивать» себе самой зарплату из бюджета! Зарплату, которая осталась на уровне линейной должности. Уволилась через два месяца, со скандалом.

Понятно, что для сотрудников «тихое повышение» совсем не в радость. Но и работодателям оно не приносит выгоды в долгосрочной перспективе, и вот почему:

👉 Падает мотивация, а вместе с ней продуктивность — сотрудник не видит смысла качественно выполнять дополнительную работу.

👉 Хроническая перегруженность приводит к выгоранию — рано или поздно уставший и обиженный работник просто уволится или откажется от выполнения задач, придётся подыскивать нового человека.

👉 Портится атмосфера в коллективе, страдает репутация работодателя среди сотрудников.

Я буду делать ровно столько, сколько положено по инструкции

Ещё одно негативное явление на рынке труда — «тихое увольнение» (quiet quitting). Люди сознательно перестают проявлять инициативу, выполняют необходимый минимум задач и уходят домой минута в минуту с окончанием рабочего дня. Тенденцию активно обсуждают в российских и западных СМИ.

Самые частые причины такого поведения сотрудника:

  • недоволен условиями работы — не устраивает зарплата, коллектив, отношение начальства, текущие задачи.
  • занимается нелюбимым делом — не хочет развиваться в профессии, не видит перспектив, ошибся с выбором карьерного пути.
  • выгорание, депрессия, нарушенный баланс труда и отдыха.

А ещё «тихое увольнение» может стать ответной реакцией на «тихое повышение»:

Я пенсионерка, несколько лет назад устроилась вахтером в музыкальную школу. Прибавка к пенсии, а заодно хоть в форме себя держишь, не дичаешь дома. Спокойная работа, сутки через трое, обязанности простые — следить по камерам, чтоб чужие не заходили, чтоб дети переобувались, а родители бахилы надевали. Ключи от классов и от зала выдавать, потом собирать. Иногда на звонки отвечать. В ковидный период еще температуру всем измерять надо было и вносить в журнал. Меня все устраивало. А потом пришла новая директриса. Начала оптимизировать все и всех. Оказалось, что вахтер должен и клумбы во дворе поливать, и крыльцо мыть! Дворника у нас убрали. Листья сгребать, снег расчищать – все тоже вахтер должен. Разумеется, без дополнительной оплаты. Я физически довольно крепкая еще, но принципиально не стала брать новые обязанности. Делаю ровно столько, сколько положено по инструкции, — поделилась Татьяна Александровна из Пензы.
📖
«Тихое увольнение», конечно, создает проблемы работодателю, но и сотруднику не позавидуешь — в чем радость терять часть жизни на нелюбимой работе, механически выполняя задачи? 

Еще больше статей про работу и удивительных людей ищите в нашем Дзене.


Многих пугает, что новое место трудно найти из-за кризиса. Это не так — каждый день открываются новые вакансии в самых разных сферах.

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0