Прокачиваем работодателей
и специалистов каждый день

Новости
Советы по работе
Полезно
Работодателям
Работа в команде
Соискателям
Ищу работу
Карьерные советы
Марина Нестерова

Марина Нестерова

Автор статьи

Со школьных лет за микрофоном: путь из сибирской глубинки на федеральную сцену

Интервью Человек дела
Со школьных лет за микрофоном: путь из сибирской глубинки на федеральную сцену

Константин Старостин — профессиональный ведущий, оратор, модератор бизнес-мероприятий и основатель школы риторики Chetkospeech. Почитайте, как парень из сибирского города, где всего 12 тысяч жителей, превратил умение говорить со сцены в основной источник заработка, перебрался в столицу и вышел на федеральный уровень — без связей и протекций.

Актерский дебют и первые гонорары во дворе

Я родился и вырос в маленьком городе Уяре, это Красноярский край (прим. ред.: численность населения Уяра на 2000 год — 15 900, на 2025 ~ 12 000). С пяти лет меня отдали в театральный кружок — там-то и случился первый урок мужества на сцене. Мне дали роль Маленького принца.

Других персонажей играли подростки, они мне казались тогда очень взрослыми. И вот, во время спектакля были эпизоды, где эти ребята стояли спиной к залу, лицом ко мне. Стали меня провоцировать — гримасничали, показывали язык. Но я держался стойко, ни разу не вышел из роли, не засмеялся, не запнулся.
Quote: "Константин Старостин" Основатель школы риторики Chetkospeech, модератор, оратор, ведущий

Это был очень важный урок — при любых обстоятельствах «держать лицо» перед зрителем. Потом началась школа, где я использовал любую возможность выступать, говорить публично: от КВН до презентаций у доски. Там оценили мою любовь к сцене и поставленный голос — уже с девятого класса приглашали вести мероприятия, где нужно было встречать важных гостей. Помню, как на большой площади проводил юбилей местной библиотеки — съехались краевые чиновники, толпа людей смотрела на сцену с парапета.

Костя в школьные годы

В тот период у меня окончательно сформировался еще один важный навык — владеть голосом. Сейчас есть много информации в открытом доступе — как правильно дышать, разогревать связки, работать над звуком. А я тогда пришел к этому эмпирическим путем, сам научился «раскачивать» голос. Частенько в залах не было ни аппаратуры, ни техники, и приходилось говорить очень громко, четко — чтобы даже в последнем ряду было слышно.

А еще в школьные годы я понял, что публичные выступления — довольно прибыльная история. Например, можно во дворе устроить интересный концерт, читать стихи, а за вход брать символические 10 рублей. Потом, когда стали приглашать на мероприятия, пошли уже первые официальные гонорары.

Я точно знал, что буду зарабатывать на жизнь словом. Хотел поступить на журфак, где надо и говорить, и писать, и много общаться с людьми. Поэтому еще в школе начал «прокачиваться» — сотрудничал с местной газетой, писал туда заметки. Помню, как выходил на улицы города и устраивал опрос среди случайных прохожих. Не что-то скучное про экономику и социалку, а, например: «Какую сверхспособность вы бы хотели у себя развить?» Потом эта рубрика стала постоянной. Я много и охотно писал, со  временем мне стали давать уже целые развороты, доверяли вести молодежную страницу. Сформировалась небольшая команда ребят, с которыми вместе готовили материалы для прессы.

Студенческая жизнь

Поступил я на филологический факультет Сибирского федерального университета, а магистратуру заканчивал уже как журналист. Был очень жаден до нового опыта публичных выступлений. Брался вести мероприятия самого разного уровня, тематики и масштаба — от конкурса первокурсников в зале на 700 мест до камерного бардовского концерта, не говорю уж про студенческий КВН, это отдельный мир.

Честно, не понимаю сейчас, как я все успевал — и учиться, и выступать, и зарабатывать, и придумывать какие-то бесконечные креативные проекты, в которые вовлекал людей. Наверное, именно университетское время закрепило во мне суперспособность к железной самодисциплине и тайм-менеджменту.

Знаковый момент той эпохи — школа «Русского репортера». Она научила меня писать так, чтобы текст не просто цеплял, а доносил важные смыслы, влиял на картину мира читателей. Например, у меня была такая статья — «Брат за брата». Очень честный материал о том, как парни из глубинки приезжают в большой город со своими привычками и понятиями. А город вносит коррективы — вчерашние провинциальные пацаны меняются, учатся жить по-другому.

Выступления в студенческие годы

Если брался за какой-то материал, всегда погружался в тему с головой. Однажды, например, писал большую статью о сетевом маркетинге. Чтобы лучше понимать, как устроен этот бизнес, сам вступил в ряды «сетевиков» — продавал какую-то продукцию, изучал систему изнутри. Меня потом даже на местное телевидение позвали, чтобы рассказать, как это все работает.

Любил и люблю вирусные проекты, которые создают резонанс. Помню, как устроил масштабный прикол в соцсетях — собирал деньги, чтобы моя фотография украсила билборд в людном месте. Развернул целую кампанию, собрал за несколько дней около 30 тысяч рублей. Городские паблики возмущались, называли меня сумасшедшим студентом, поднялся изрядный хайп.

Все деньги я отправил на благотворительность — на развивающие игрушки для детей в своем родном Уяре. А сам с интересом наблюдал, как общество реагирует на резонансный случай, что люди пишут, как меняется общественное мнение.
Quote: "Константин Старостин" Основатель школы риторики Chetkospeech, модератор, оратор, ведущий

Дипломный проект тоже был связан с социальной тематикой. Работа называлась «Коллективная языковая личность фронтовиков-сибиряков времен Великой Отечественной войны». Для меня это была особенная история — про связь со своими корнями, родным городом. Собирал письма реальных людей из Уяра — по знакомым и через архивы нашей библиотеки. Исследовал, о чем писали фронтовики, какие слова выбирали для выражения своих чувств и мыслей. Спасибо научному руководителю: она здорово прокачала мой навык критической оценки информации, а также научила четче фиксировать смыслы в тексте.

Кроме прочего, университет дал мне управленческий опыт. Там был Центр студенческой культуры, где собирались талантливые ребята. Я пришел туда работать — помогал, чем мог. А к выпуску был уже директором этого центра и руководил коллективом в 50+ человек.

Переезд в Москву

В 2019 я перебрался в Москву, причем без страховки — не искал заранее работу, не готовил почву. Просто собрался и поехал. Обычно переезд в столицу ассоциируется с повышением уровня жизни, большими перспективами. У меня вышло ровно наоборот. В Красноярске я уже был довольно известным ведущим с постоянными заказчиками и клиентами, а в Москве оказался никем, человеком с улицы. Начался тяжелейший период поиска работы, какие-то случайные разовые проекты. А потом грянула пандемия. Пришлось вернуться в Красноярск, но и там, конечно, из-за ковида никаких мероприятий и предложений не было.

Зато пандемия открыла новые возможности — онлайн-преподавание. Не какие-то разовые тренинги, а системная и структурная работа с учениками. Я понял, что могу эффективно обучать людей ораторскому искусству, они видят реальный результат, прогрессируют.

Парадокс, но именно в пандемию у меня появился стабильный доход. Я «пересобрал» свои сильные стороны и монетизировал их через онлайн-деятельность — вел странички брендов в соцсетях, давал по несколько уроков риторики каждый день. Но все же хотелось в Москву, поэтому начал активно искать работу, проходить собеседования на удаленке. И вот — оказался в «Проектном офисе по развитию туризма и гостеприимства Москвы». Первый месяц работал дистанционно, потому что ковидные ограничения еще не сняли. Удивительные ощущения — сидишь дома у себя в городке и организуешь онлайн-события, в которых участвуют коллеги из Сколково, Дарвиновского музея и других известных учреждений.

Найти работу

Свежие предложения на Зарплате.ру

Проверить вакансии

Потом мир вернулся к обычной жизни, и я снова приехал в столицу — увидел наконец-то коллег вживую, не через экран. До весны 2025 так и работал в проектном офисе, а параллельно создавал по крупинкам свою школу Chetkospeech.

Школа риторики

На пороге 30-летия я серьезно задумался, кем хочу себя видеть в жизни, чего мечтаю добиться. Устроил перезагрузку — на день рождения поехал в Кострому, чтобы побыть наедине с собой. Задавал себе ключевые вопросы о жизненной стратегии, докапывался до сути.

И наконец понял, чего хочу. Стало совершенно очевидно, что запись в моем дипломе — «преподаватель русского языка» — не просто формальность. Да, я хотел учить людей владению словом, публичным выступлениям, хотел передавать свой живой опыт. Так появилась школа риторики Chetkospeech.
Quote: "Константин Старостин" Основатель школы риторики Chetkospeech, модератор, оратор, ведущий

Ошибка с первым спонтанным «штурмом» Москвы меня кое-чему научила. Поэтому целых два года совмещал основную работу с развитием школы. Первых учеников искал через ближний круг знакомых — просто очень активно предлагал свои услуги тем, кому они могли пригодиться. Например, у меня знакомая работает в компании, которая продает недвижимость. Я предложил им бесплатный вебинар о том, как общаться с людьми, проводить презентации, переговоры. Завел канал в Telegram, где делился лайфхаками и упражнениями, потом освоил формат мастер-классов и тренингов. Постоянно тестировал и оттачивал способы подачи материала — интенсивы, курсы, индивидуальные и групповые занятия, консультации.

Следующий этап — маркетинговый. Я создал сайт, заказал разработку фирменного стиля, запустил рекламу. Все это с очень скромным стартовым капиталом — около 100 тысяч рублей. Здорово помогали мои навыки работы с текстом — всю копирайтерскую работу делал сам.

Через полгода школа начала приносить ощутимый доход. Вкладывал в ее развитие каждую свободную минуту, но в сутках только 24 часа — а у меня параллельно работа в офисе, выступления на мероприятиях и подготовка к ним. Очень яркий был момент в 2024-м — я открыл приложение для самозанятых и вдруг увидел, что доходы год к году выросли в три (!) раза.

Разрываться между работой и школой уже не получалось — Chetkospeech росла, забирала все больше времени и сил. Пришлось делать непростой выбор. Долго готовился, взвешивал, решался. И весной 2025 все-таки уволился, полностью переключившись на свой проект.

Моя целевая аудитория — люди, которые боятся публичных выступлений, а им нужно по работе говорить на совещаниях, проводить презентации, участвовать в профильных конференциях и вести переговоры. Уже год плотно работаю с медиками, проводил в Сколково курсы эмпатии и коммуникации с пациентами. Оказалось, для медиков это очень востребованный навык — уметь экологично сообщать о сложных диагнозах, грамотно реагировать на стрессовые ситуации в диалогах.

Зарплата.ру в Telegram

Работать проще

Подписаться

Три недавних достижения, которыми особенно горжусь:

  • Победа моей ученицы на Всероссийском конкурсе в сфере туризма
  • Наставничество на международном конкурсе «Лига спикеров» — пара, с которой я работал, заняла первое место
  • Спецкурс для детей и подростков «Чёткий я» — учу ребят последовательно выстраивать свою речь, развивать голос и дикцию, самостоятельно делать стильные и понятные презентации
В планах — выпустить книгу о структуре публичного выступления. Она уже почти собрана, скоро начну переговоры с издательством. Там будут готовые методики и техники для людей, которые хотят научиться четко говорить и доносить смыслы в самых разных ситуациях — от выступления на родительском собрании до питчинга проекта перед инвесторами.

Я наконец чувствую, что нашел свое место в жизни именно в роли наставника, который помогает развить навык говорить перед людьми.

Четкие уроки для учеников

От редакции: Костя, спасибо за такой яркий и классный рассказ — правда, вдохновляет. А еще всегда рады твоим экспертным комментариям к нашим публикациям. Удачи твоему проекту!

А кто также хочет поделиться своей карьерной истории? Пишите в форму ниже о себе, мы свяжемся с вами❤️

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0