Как вести себя руководителю, если у сотрудника умер близкий человек

Как вести себя руководителю, если у сотрудника умер близкий человек

Смерть близкого — всегда большой удар. Пережить горе помогают друзья и родные. Взрослый человек много времени проводит на работе. Задача руководителя и коллег — поддержать сотрудника правильно.

Юридически

В статье 128 ТК РФ сказано, что работодатель обязан предоставить сотруднику 5-дневный неоплачиваемый отпуск в случае смерти близкого родственника. В Трудовом кодексе понятие «близкий родственник» не раскрывают.

Такая информация есть в статье 14 СК РФ: близкими родственниками признают родных или приёмных родителей и детей, дедушек, бабушек, внуков, родных и сводных братьев и сестёр.

Некоторые компании выпускают локальные акты, в которых закрепляют отпуск большей продолжительности, оплачивают дни отсутствия сотрудника на работе, расширяют список близких родственников.

— У моей сотрудницы были близкие отношения с дядей, он заменил ей отца, которого у неё не было. Когда дядя умер, я, конечно, без каких-то проблем и вопросов подписала сотруднице отпуск. Всё очень индивидуально, надо оставаться людьми, в тяжёлые моменты — особенно, — рассказывает Анастасия.

Если родственник жил в другом городе, умер полгода назад, а сотруднику нужно уехать, чтобы разобраться с наследством, отпуск дают без сохранения зарплаты. В заявлении достаточно указать причину «по семейным обстоятельствам».

— В горе человеку лучше предложить конкретный выбор, например: «У тебя есть 14 дней отпуска плюс 5 дополнительных дней, если предоставишь нужное свидетельство. Как тебе комфортнее воспользоваться днями?», — рекомендует HRD международного холдинга up.ru Ольга Светличная.

Морально

  • Поищите индивидуальный подход. Все люди переживают горе по-разному. Прежде всего присмотритесь к сотруднику.
— Если плохо знаете работника, посоветуйтесь с его коллегами, которые лучше знают характер и текущее состояние человека, чтобы не причинить ещё больших психологических страданий. После общения с коллективом можно подбирать меры поддержки и линию поведения, — советует генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.
  • Предложите помощь. Человеку может быть неловко обращаться за помощью. Подойдите к нему сами — в зависимости от реакции поймёте, как действовать дальше.
— Я бы рекомендовала выделить сотрудника, который будет вести коммуникации. Логично, если это будет руководитель. «Как я могу тебя поддержать?», «Какая помощь нужна?» — элементарные вопросы, которые нужно задать, — говорит Ольга Светличная.
  • Не приставайте. Жалеть подчинённого/коллегу, плакать вместе с ним, постоянно спрашивать о его состоянии не нужно. Иначе будете лишь сыпать соль на рану, а не помогать.

В работе

  • Давайте столько заданий, сколько попросит. Кому-то хочется с головой уйти в работу, чтобы не думать о плохом. А кто-то становится непродуктивным. Нагружать человека или нет — решать надо персонально. Первое время не сбавляйте и не увеличивайте количество задач и посмотрите, как поведёт себя специалист. Если жадно хватается за всё, дайте больше работы. Дмитрий Матвеев отмечает, что после утраты близких в некоторых открывается потенциал, который не раскрывался до стресса. Но будьте аккуратны, чтобы слишком не перегрузить специалиста, который оторван от реальности большим потрясением.
  • Выделите наставника. Вероятность, что сотрудник начнёт допускать ошибки, очень велика, особенно, если работа не механическая. Отстранять специалиста от дел не стоит, это же помогает отвлечься. Выделите ассистента, пусть это будет стажёр, который следит за выполнением функций и заодно набирается опыта. Если сотрудник руководит амбициозным проектом и должен соблюдать серьёзные дедлайны, психодинамический коуч и бизнес-психолог Елена Титова рекомендует подумать о дублирующих функциях на ближайший год.
— Переживающий утрату близкого сотрудник должен пройти восстановительный процесс — отплакать, отгоревать и выйти на светлую печаль, принятие. Длится этот процесс от полугода до года. За это время человек отсоединяется от потери и возвращает интерес к жизни. Период будет непростым на работе для сотрудника и работодателя, которому нужно одновременно поддержать человека и обеспечить выполнение его обязанностей, — предупреждает Елена Титова.

Материально

  • Помощь от компании. Закон не заставляет работодателя выплачивать матпомощь сотрудникам, решение за вами. Разовая помощь всегда нужна, к тому же она не облагается подоходным налогом и страховыми взносами (п. 8 ст. 217 НК РФ).
— Мы выплачиваем материальную помощь работникам при смерти любого близкого родственника. Сумма — 20 тысяч рублей. Также даём возможность уйти в оплачиваемый отпуск. Морально сотрудников не поддерживаем, так как не считаем, что вправе влезать в их личную жизнь, — делится сооснователь и директор сервиса облачной автоматизации бизнеса Altapp Филипп Щиров.
  • Помощь от сотрудников. Не помешает сбор средств в самом коллективе. Но делать это надо осторожно, не акцентировать внимание на трагическом событии сотрудников и самого пострадавшего. Например, можно подключить только тот отдел, в котором трудится специалист, чтобы к работнику не подходили каждые пять минут с соболезнованиями, ведь это только напоминает о горе. Либо завести отдельный чат и сообщить о добровольном сборе. Тогда каждый работник сам решит, сможет ли помочь и в каком размере.
  • Профессиональная помощь. Если есть финансовая возможность, а сотрудник не может справиться с горем, подключите психолога. 10 сессий, 2,5 месяца терапии — то, что должно помочь.

Как понять, что человек ещё не восстановился

Отследить состояние сотрудника несложно: заторможенность, невнимательность, опоздания, непривычные для пунктуального человека, говорят о переживаниях не меньше, чем заплаканные глаза. В таком состоянии у сотрудника снижены память, логика и мышление. Отнеситесь к этому с пониманием.


Берегите себя и своих сотрудников💛

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0