Не только компетенции: как понимание психотипов поможет собрать крутую команду

Разбираем четыре базовых психотипа, их совместимость и влияние на общий результат работы. Почитайте, как формировать команды, в которых сотрудники не конфликтуют и не блокируют друг друга, а усиливают и дополняют.

Приглашенный эксперт — Карина Борисенок, управляющий партнер и стратегический директор брендингового агентства Opencore.

Что такое психотипы

Наше поведение — адаптивная стратегия, зависящая от контекста. Один и тот же человек может проявлять разные поведенческие сценарии в зависимости от задач, роли, окружения или этапа жизни. Но в условиях стресса или неопределенности активируется базовый психотип — тот, который связан с глубинной стратегией выживания. Именно он определяет реакцию в момент давления, конфликта или риска. 

Конфликты в командах часто возникают из-за разных подходов к пониманию задач и способам их выполнения. Даже сильные специалисты могут тормозить работу, если между ними нет психологической совместимости — в таких случаях обычно говорят «не сошлись характерами». Это и есть конфликт психотипов.

Существует много поведенческих моделей, каждая из которых предлагает свое деление людей на типы личности. В агентстве Opencore используют модель, в основе которой четыре базовых психотипа:

  • рационалисты
  • традиционалисты
  • идеалисты
  • гедонисты 
Во-первых, эта модель адаптирована под российские культурные реалии. Во-вторых, к ней разработаны четкие прикладные рекомендации — какие задачи давать разным типам, как ими управлять, какие образы и слова использовать в коммуникации.
Quote: "Карина Борисенок" Управляющий партнер и стратегический директор брендингового агентства Opencore

Как определить психотип человека при подборе персонала

Для диагностики на собеседовании особенно важны два вопроса. Они просты на первый взгляд, но при правильной интерпретации дают проекцию поведенческой стратегии кандидата. В следующем блоке мы подробно остановимся на характеристике каждого психотипа, а пока перейдем к вопросам, которые можно задать соискателю.

1. «Расскажите немного о себе. Что важно, чтобы я знал(а) о вас?»

Это не просто вежливое начало знакомства. Цель — получить спонтанную самопрезентацию, в которой человек сам выбирает акценты. Именно этот выбор и позволяет определить доминанту ценностей. Покажем на примерах.

  • «Я мама двух дочек, семья для меня — главное». Такой ответ типичен для идеалиста — человека, ориентированного на заботу, отношения, внутреннюю этику.
  • «Я обожаю путешествовать, меня драйвит новизна». Это сигнал гедонистического вектора — поиск впечатлений, интерес к переменам, креативная энергия.
  • «Работал в X, вырос из позиции Y, сейчас руковожу Z». Ответы такого типа чаще всего дает рационалист: четкая логика, ориентация на рост, эффективность, целеполагание.
  • «Родился в Х году, в Y пошёл в школу, в Z году поступил в университет…». Здесь видно мышление традиционалиста, для которого важна линейная структура, факты и стабильность.

2. «Расскажите о вашем последнем рискованном поступке»

Этот вопрос выявляет отношение к неопределенности и личной зоне комфорта.

  • «Я не люблю рисковать». Такая фраза характерна для идеалистов или традиционалистов, ценящих безопасность, предсказуемость, устойчивость.
  • «Риск — это игра с вероятностями, все зависит от цели». Это рациональный подход, отражающий менталитет рационалиста — холодный расчёт, анализ, стратегическое мышление.
  • «Без риска скучно. Вообще, я кайфую от американских горок». Ответ гедониста, для которого драйв, импровизация и эмоциональные пики — естественная среда.

Определение психотипа — не набор формальных тестов, а навык наблюдения и интерпретации. Это как с ориентированием на местности: если давно работаешь с картой и компасом — мгновенно находишь север. А новичку придется долго сверяться с мхом, звездами и интуицией.
Quote: "Карина Борисенок" Управляющий партнер и стратегический директор брендингового агентства Opencore
Характеристики психотипов

Расскажем подробнее о каждом психотипе в контексте рабочей среды.

Найдите сотрудника
на Зарплате.ру

Зарегистрироваться

Традиционалисты

Обстоятельные и трудолюбивые люди, которые чувствуют свою ответственность за благополучие всей семьи. Как правило, мужчина-традиционалист — главный добытчик, а женщина — хранительница домашнего очага.

  • Ключевые потребности: контроль, власть, стабильность, порядок
  • Восприятие информации: конкретика, факты
  • Осмысление информации: простая логика, ступор
  • Принципы принятия решений: как все, так и я — с оглядкой на социальное одобрение

Тип задач: операционные, рутинные, регламентированные, связанные с контролем и поддержанием порядка.

Тип управления: обеспечить четкими инструкциями, поддерживать стабильность и предсказуемость, учитывать инертность в принятии решений. 

Идеалисты

Спокойные, мечтательные и чувствительные люди. Они не ведут активную социальную жизнь и не любят шумные компании. Им нравится развиваться духовно и вести размеренный образ жизни.

  • Ключевые потребности: принадлежность, защищенность, миролюбие
  • Восприятие информации: чувства
  • Осмысление информации: общие категории, без структуры
  • Принципы принятия решений: ситуативно, могут избегать ответственных решений

Какие задачи ставить: простые и понятные, социальные, коммуникативные, поддерживающие, сервисные.Тип управления: создать спокойную и доверительную атмосферу, проявлять эмпатию, избегать резкой критики и жестких рамок, подбадривать, фокусировать на позитиве.

Рационалисты 

Собранные, структурные и целеустремленные люди. Они много работают ради достижения значимых результатов и карьерного роста. Такой подход дает не только финансовые возможности, но и помогает реализовывать амбиции.

  • Ключевые потребности: достижение целей, стратегия, индивидуальность
  • Восприятие информации: собственное понимание, внутренний мир
  • Осмысление информации: логика, целостность, ориентация на цели
  • Принципы принятия решений: последовательно, взвешенно, осмысленно

Какие задачи ставить: стратегические, аналитические, коммерческие, построение или обновление рабочих процессов. 

Тип управления: ставить осмысленные цели, поручать задачи «на вырост», создавать ощущение насыщенной рабочей среды, давать короткие передышки.

Гедонисты 

Активные люди, жаждут ярких эмоций, новизны и внимания окружающих. Они легко отложат работу ради спонтанной встречи с друзьями, чтобы зарядиться позитивом. Им важно выделяться, быть не как все и всегда находиться в движении. Утром их можно застать в спортзале, а вечером — узнать, что они импульсивно купили билет и уже гуляют по Парижу.

  • Ключевые потребности: гедонизм, новизна, статус
  • Восприятие информации: зависит от ситуации и окружения
  • Осмысление информации: поверхностно, без структуры
  • Принципы принятия решений: импульсивно, демонстративно

Какие задачи ставить: креативные, динамичные, разнообразные, связанныес поиском новых решений и публичностью.

Тип управления: поддерживать энтузиазм и инициативу, давать короткие задачи и свободу в их решении, регулярно, но ненавязчиво проверять. Избегать монотонных процессов.

Как выстраивать коммуникацию с разными психотипами

Если в команде есть идеалист, ему необходима спокойная, бережная, доверительная атмосфера. Его нельзя резко критиковать, особенно публично — это травматично. Важно проявлять эмпатию, подбадривать, говорить о хорошем, быть деликатным. Жесткие рамки и давление здесь не работают. Ключ — поддержка и доброжелательность.

Смоделируем другую ситуацию: в компании, где преобладает команда из идеалистов, появляется рационалист. Он не ждет мягкости, но хочет конкретики, вызовов, жестких целей и четких сроков. Ему нужно прямо обозначить: «вот задача — вот результат — вот дедлайн». Без обиняков и поглаживаний. Руководитель, проявляющий мягкость, для него — слабый и неавторитетный. Рационалиста нужно немного подзадорить, дать почувствовать вызов — и он включится в работу с полной отдачей.

Гедонисты нуждаются в свободе, вдохновении, поддержке инициатив. Их нельзя задавить регламентами, но нельзя и отпускать совсем. С ними важно действовать аккуратно: контролировать, не нарушая ощущение личной свободы. И главное — хвалить. Мотивация гедониста подпитывается признанием.

А вот традиционалисты — это люди процессов. Им нужны четкие инструкции, стабильные рамки и предсказуемость. Они не любят изменений, но с радостью выполняют задание, если точно знают, что и когда от них требуется. С ними важно быть пунктуальным и структурированным: без давления, но с жесткой фиксацией дедлайнов и результата.

Работодателю на заметку: стиль управления «по-среднему» не сработает. Руководитель, пытающийся усреднить подход, рискует потерять доверие у всех. Для идеалиста он покажется холодным, для рационалиста — слишком мягким. Управление превращается в перманентный конфликт или внутренний раздрай, что в шутку называют «раздвоением личности», но на практике — это потеря управляемости. 
Quote: "Карина Борисенок" Управляющий партнер и стратегический директор брендингового агентства Opencore

Конфликты между психотипами

Пожалуй, самое яркое столкновение — индивидуализм и коллективизм. Это фундаментальное расхождение между ориентацией на «я» и фокусом на «мы». Например, у гедонистов и рационалистов, как правило, превалируют личные цели, интересы и свобода. А идеалисты и традиционалисты живут по логике «сначала команда»: важно, чтобы было хорошо всем, и лишь потом — себе, да и то если останется ресурс. 

Другой тип конфликта — гедонисты против традиционалистов. Здесь сталкиваются ценности свободы и контроля. Для гедонистов важна гибкость, импровизация, адаптивность. В их системе координат нужно быстро принимать решения, потому что реальность нестабильна и стремительно меняется. Для традиционалистов, напротив, порядок и четкие регламенты — основа продуктивности. Все должно быть описано: куда повернуть, что делать в каждой гипотетической ситуации. И если инструкции нет — работа стопорится.

Наконец, еще один острый ценностный конфликт возникает между идеалистами и рационалистами. Первые исповедуют заботу, эмпатию, миролюбие. Вторые — выносливость, борьбу, выживание, достижение целей любой ценой. Рационалисты могут воспринимать идеалистов как излишне чувствительных — в ущерб делу. А идеалисты в свою очередь не понимают, как можно игнорировать человеческий фактор.

Примеры из практики

Обычно у руководителя в одной команде бывает несколько типов сотрудников — каждый со своим «кодом доступа». Например, у нашего агентства есть клиент — крупный промышленный холдинг с филиалами по всей России. Работники производств — традиционалисты. Топ-менеджмент же находится в Москве, работает с международными партнерами — это совсем другой стиль жизни и мышления.

В таких случаях помогает только мощная объединяющая идея — как зонтик, который охватывает всех. Но ее нужно «перевести» на язык каждой группы. Сама цель общая, но путь к ней и мотивация адаптированы под ценности конкретного круга. Только так получается связать разнородную структуру в живой работоспособный организм.

Другой пример — не столь позитивный. Мы видели, как несбалансированное распределение ролей и непонимание ценностей разных психотипов приводили к системному конфликту и текучке. Клиент — крупная IT-компания. HR-бренд транслировал ценности адхократической культуры — у нас все быстро, демократично, свободно. А процессы были выстроены по иерархической культуре — все по регламенту и долго. В результате возникал разрыв между ожиданием и реальностью, кандидатов просто перехватывали конкуренты.

HR-лайфхаки и комьюнити

Зарплата.ру в Telegram

Подписаться

Когда люди в этой компании вырастали до управленческого уровня, появлялась ответственность, но не было инструментов по управлению начинающими специалистами — ведь их было принято только хвалить. В результате молодые управленцы оказывались зажатыми с двух сторон, не могли реализоваться на новой позиции, быстро выгорали и увольнялись.

Больше экспертных материалов для руководителей и HR найдете в нашей рубрике «Руководство»