Как работать с озлобленными людьми? Восемь советов экспертов

Как работать с озлобленными людьми? Восемь советов экспертов

Не все коллеги приятны в общении. Бывают и злючки-колючки, нытики-жалобщики, токсичные негативщики, изрыгающие яд по любому поводу. В статье собрали лучшие тактики поведения с такими людьми — чтобы работа не стопорилась, а внутри не полыхало.

#1: Дистанцируйтесь в уме

Не принимайте близко к сердцу чужой негатив. Озлобленность человека — это его внутренний конфликт и нерешенные проблемы, вы тут совсем ни при чем. Оставайтесь профессионалом и не поддавайтесь эмоциям.

Врач-эпидемиолог Ольга Видинеева считает, что перманентный негатив на все стороны света — признак серьезных проблем со здоровьем. Люди с таким поведением часто страдают от хронических заболеваний, психологических, а порой даже психиатрических отклонений. Так что отнеситесь с пониманием — коллега сейчас просто не в состоянии адекватно себя вести.

#2: Дайте выговориться

Иногда гнев человека утихает просто от того, что вы его с пониманием выслушаете. Этот прием называют активным слушанием. Нейропсихолог Марина Винберг перечисляет его характеристики:

  1. Не перебивать
  2. Задавать уточняющие вопросы
  3. Всем своим видом показывать, что слушаете очень внимательно

Помните, что ваша цель — решить конкретный вопрос, добиться взаимопонимания. Стоит потратить немного времени на активное слушание и вернуть человека в договороспособное состояние. Быть бесплатным психологом при этом совсем не обязательно.

#3: Следите за границами

Чужие желчь и негатив не должны вторгаться в ваше личное пространство. Если работаете с «токсиками» на постоянной основе, договоритесь о правилах коммуникации в рабочее время. Например, можно просто выходить из дискуссий, где используют оскорбления, угрозы, ненормативную лексику.

Универсальная формулировка:

Я не готов обсуждать тему в таком тоне, давайте сбавим обороты и вернемся к вопросу позже.

Работа с озлобленными людьми может изматывать и даже травмировать, так что заботьтесь о своем эмоциональном состоянии.


#4: Играйте на уникальности

Отлично работает с нытиками и хроническими жалобщиками, у которых виноваты все кругом. Наш эксперт Ольга Видинеева рекомендует тактику противопоставления: «Но ты ведь не такой, как они все? Ты же лучше! Поэтому давай оставим неприятное и разрулим вопрос». Человек окажется перед выбором — конструктивно взаимодействовать с вами или быть «как эти все», которых он так яро осуждает.

Простой пример. Вы попросили коллегу прислать нужную информацию, а он в ответ начинает ругать несносных клиентов, с которыми невозможно работать. Скажите что-нибудь в духе:

Даа, бывают такие кадры, понимаю. Хорошо, что мы тут все адекватные люди и друг друга не подставляем. Кинешь мне тот файлик на почту?

#5: Не идите на поводу

Татьяна Коробова — судебный эксперт, дипломированный клинический и бизнес-психолог — считает, что нет смысла углубляться в негативную повестку собеседника.

Предлагайте конструктивные решения, ищите компромиссы, помогите человеку найти выход — предметно и конкретно.

Стоит прислушаться и понять причины негативного настроя. Может, коллега озлоблен потому, что чувствует беспомощность перед проблемой. Здесь важно оценить, нужна ему реальная помощь или мишень для выплеска эмоций. Мы уже писали о классном способе экспресс-проверки для таких случаев.

#6: Тактика пластилина

Хитрым приемом поделился Феликс Шифрин, психолог и коуч, специалист в области ментального развития в спорте. «Пластилиновый» метод еще называют тактикой мягкого внедрения — когда вы не сопротивляетесь, а временно принимаете чужое мнение, после чего аккуратно корректируете его под свои цели.

Представьте, что вам нужно договориться с человеком, который считает себя Наполеоном. Вместо споров о его идентичности предложите для начала обсудить стратегию битвы при Ватерлоо. А затем, шаг за шагом, подведите собеседника к рациональному взгляду на вещи и решению конкретной проблемы.

Метод требует терпения и хорошо развитого эмоционального интеллекта. Но если у вас получится — решите рабочий вопрос изящно и бескровно даже с самым агрессивным негативистом.

#7: Не обостряйте

Этот пункт отметили все приглашенные эксперты. Худшее, что можно придумать при рабочем контакте с озлобленным человеком, — выдать порцию агрессии в ответ и разжечь огонь войны.

Во-первых, это не решит проблему, а только накалит обстановку. Во-вторых, коллега может подумать, что такой стиль общения — норма, будет сам нарываться на скандал в дальнейшем. В-третьих, хамство заразно, рискуете стать агрессором №2 в коллективе.

И наконец, даже если собеседник не в силах справиться с хлещущим изнутри негативом, вы-то можете контролировать свою реакцию и поведение, — напоминает Татьяна Коробова.

#8: Сохраняйте улыбку и юмор

Правильно подобранная шутка может рассеять напряжение лучше любых аргументов, уверен Феликс Шифрин. Покажите позитивную модель поведения на собственном примере — улыбнитесь, добавьте нотку доброй иронии и попробуйте себя в роли остроумного дипломата. Люди часто становятся озлобленными, когда ощущают угрозу — так дайте им почувствовать себя в безопасности. Идеально, если негативист поймет, что другие коллеги поддерживают ваш стиль общения. 

В конце концов, мы все хотим одного — быть услышанными и понятыми. И если удастся преодолеть барьер озлобленности, перед вами откроются двери к более глубокому и продуктивному общению.


Этой статье нужно больше позитивных реакций — ставьте 👍 в пользу адекватных рабочих отношений.

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0