Как защитить репутацию бренда от дезинформации

Почему люди легко верят фейкам про работодателей, как защитить и очистить HR-бренд от клеветы — советами по кризис-контролю делится Анастасия Щепетова, редактор Зарплаты.ру, эксперт Центра медиапрактик ВШЭ (Москва), преподаватель РАНХиГС.

Что считается фейком

Термин произошел от английского fake — фальшивка, подделка. То есть, недостоверная, ложная информация. В России фейки пресекают и регулируют на законодательном уровне: есть соответствующие статьи в КоАП, Уголовном кодексе, в тексте Федерального закона. Если обобщить и перевести с казенного языка на человеческий, фейк — это общественно значимая информация для неограниченного круга лиц, распространение которой может нанести вред различного уровня.

На практике любую сплетню или слух легко спутать с фейковой новостью. Поэтому стоит детальнее анализировать все новостные повестки в инфополе.
Quote: "Анастасия Щепетова" Редактор Зарплаты.ру, эксперт Центра медиапрактик ВШЭ, преподаватель РАНХиГС

Есть несколько факторов, которые делают фейк особенно убедительным для аудитории:

  • Информация подкрепляется фото, видео, аудио или документом
  • Фейк опубликован в авторитетном источнике или исходит от известной персоны с хорошей репутацией
  • У новости много лайков и комментариев
  • Текст написан четко, логично и грамотно

Отдельно отмечу феномен «кликбейтного» заголовка. Любимый прием журналистов «желтой прессы» — исказить информацию, чтобы пользователь перешел по ссылке. К счастью, сейчас основная масса людей уже не «ведется» на такие фокусы. Наоборот, кричащие кликбейтные заголовки подрывают доверие к новости и ее источнику.

Почему фейки опасны для репутации работодателя

Любая информация о бренде, которая начинает курсировать внутри компании или в рамках PR-продвижения, создает «эхо-камеру». Новость распространяется, повторяется, передается от человека к человеку и набирает вес, становится все убедительнее. Сотрудники, соискатели и клиенты компании легко становятся жертвами фейков, потому что получают информацию из привычных источников, а опровержения не находят.

Есть общий индекс барометра Эдельмана, когда измеряют уровень доверия людей к разным источникам информации. Уровень доверия сотрудников к своим работодателям находится примерно в середине шкалы. На высших ступеньках — знакомые люди, ученые, соседи.
Quote: "Анастасия Щепетова" Редактор Зарплаты.ру, эксперт Центра медиапрактик ВШЭ, преподаватель РАНХиГС

Большой кредит доверия как раз и создает уязвимость при фейках. Например, если аккаунт работодателя взломали, сотрудники с высокой вероятностью поверят сообщениям от мошенников — переведут деньги на указанный счет или выдадут конфиденциальную информацию. Кстати, рекомендую всем компаниям регулярно проводить уроки информационной безопасности.

Кто и зачем создает фейки о компаниях

Три основных источника:

- Месть обиженных сотрудников и клиентов

Причины могут быть самые разные — не понравился сервис, условия работы и зарплата, не сложились отношения с коллективом и руководителем, и т. п.

- Происки беспринципных конкурентов

Хотят испортить вашу деловую репутацию, чтобы получить преимущество в конкурентной борьбе

- Клевета и поддельные отзывы

Причина в межличностных конфликтах — например, через компанию хотят очернить кого-то из ключевых сотрудников или собственника

Обратите внимание, распространители ложной информации стараются мимикрировать под правдивый контент и вызвать максимум эмоций. Приведу чек-лист характерных признаков фейкового сообщения, их стоит оценивать в комплексе.

Чек-лист фактчекинга

  • Броские, «цепляющие», эмоциональные заголовки, много восклицательных знаков, есть указание на сенсационность — чаще негативную
  • Иллюстрация к тексту сумбурная, пугающего характера
  • Ссылка на неизвестный источник или источник с низким авторитетом
  • Призывы к максимальному репосту, много смайлов-эмоджи
  • Много оценочных суждений, экспрессивно-выразительных средств, провоцирующих ажиотаж и нагнетающих страх
  • Небрежность оформления, очень много ошибок — языковых, стилистических, грамматических
  • «Язык ненависти и вражды» — оскорбляет людей определенной религии, национальных, культурных или других субкультурных ценностей
  • Неоднозначность толкования, недосказанность
  • Манипулирование всем знакомыми ситуациями

Как работодателю защититься от фейков

Информационные атаки различаются по типу по масштабу. Одно дело, если в каком-то локальном паблике на 1 000 человек написали, что в вашей компании недружелюбная атмосфера, совсем другое — если заходят через СМИ, профессиональные медиа и выдвигают серьезные обвинения. Огромный ущерб репутации могут нанести фейки через инфлюенсеров, авторитетных для вашей целевой аудитории. Есть три общих правила для удачной обороны:

Реагировать быстро. Счет идет не на дни, а на часы, потому что информация в сети распространяется молниеносно. Вам предстоит максимально оперативно выбрать тактику защиты, скомпоновать и опубликовать опровержение. Для этого нужна команда и подготовленная почва — четкий план действий на случай форс-мажоров.

Определитесь, кто будет помогать вам собирать информацию для опровержений. Будете ли вы делать это один, как HR-специалист, или в связке с PR-менеджером, либо у вас есть еще помощники, которые именно этим и занимаются, контактируют со СМИ и работают с пресс-релизами компании.
Quote: "Анастасия Щепетова" Редактор Зарплаты.ру, эксперт Центра медиапрактик ВШЭ, преподаватель РАНХиГС

Комментировать информацию от лица бренда. Клевета в адрес работодателя может всплыть по любой теме — плохо обращаетесь с персоналом, кому-то недоплачиваете, не соблюдаете правила ТК, и так далее. Разместить могут где угодно — в соцсетях, на площадках с отзывами, в комментариях на каналах ваших же собственных медиа. Нельзя игнорировать такие сообщения, тем более — удалять. Замалчиванием только ослабите свою позицию.

!Важно: перед ответом всегда проверяйте источник информации. Возможно, перед вами не фейк, а неприятная правда.

Дополнительно прояснить ситуацию для главной целевой аудитории. Ориентируйтесь на тех людей, которых фейк затрагивает сильнее всего. Объясните, почему сообщение ложное, дайте понятное и обоснованное опровержение. Например, если фейк касался условий работы или недоплат, целевая аудитория — действующие и потенциальные сотрудники.

Вы — HR, а значит, больше остальных в компании знаете о процессах по сотрудникам и кандидатам, поэтому можете дать комментарий от себя, не привлекать руководителей.

Если сомневаетесь, проведите внутреннее расследование, проясните вопрос с людьми, которые точно знают, как обстоят дела на самом деле.

Выбираем тактику защиты HR-бренда

Есть две модели кризис-контроля — синтетическая и линейная. При синтезе HR выстраивает комплексную работу с внутренней средой компании и внешним инфополем:

  • поддерживает связи с общественностью, пиарщиками, СМИ
  • предвидит потенциальный кризис и заранее готовит оборону
  • проводит работу с сотрудниками, обучает помощников, которые придут на помощь при форс-мажоре
  • оперативно отрабатывает кризисную ситуацию, а потом анализирует результаты — что пошло не так, где стоит усилить защиту

Найдите сотрудника
на Зарплате.ру

Зарегистрироваться

При линейной модели реагировать приходится по факту: случилась информационная атака, HR-специалист выявил корень проблемы, выбрал тактику, отреагировал, распространил опровержение.

Как именно реагировать, чтобы восстановить репутацию, зависит от ситуации. Основные варианты с примерами:

  1. Отрицание или перекладывание вины — «Не было такого», «Нас вынудили так поступить»
  2. Уклонение от ответственности — «Мы хотели как лучше», «Это произошло случайно, сами не ожидали»
  3. Снижение негативной окраски события — «Это рядовая ситуация, ничего особенного», «Мы готовы компенсировать ущерб», «Зато у нас самые высокие зарплаты в городе»
  4. Корректирующие действия — «Мы уже уволили виновника, больше такого не повторится»
  5. Смирение — «Да, мы виноваты, приносим свои искренние извинения»
Я разбирала много кейсов по реакции брендов на атаки и могу сказать, что самая выигрышная тактика — снижение негативной окраски события. Она очень гибкая, универсальная, можно адаптировать к любой ситуации.
Quote: "Анастасия Щепетова" Редактор Зарплаты.ру, эксперт Центра медиапрактик ВШЭ, преподаватель РАНХиГС

Работайте вдолгую

По статистике, 80% кризисов предсказуемы, их можно либо предотвратить, либо очень быстро купировать с минимальным ущербом для работодателя. Главный совет — готовиться к возможным неприятностям заранее:

  • отладить систему информирования сотрудников
  • регулярно мониторить сообщения о компании во внешней и внутренней средах: медиа-анализ, контент-анализ
  • дружить с пулом СМИ
  • дружить с коллегами-пиарщиками

Очевидный факт — чем крепче HR-бренд и чем прозрачнее репутация работодателя, тем проще защищаться от фейков.

Проверим вашу боеготовность? Предлагаю сложную задачку «на подумать».

🧠
От имени вашего HR вышла статья в РБК. В статье тезис:

«Мы развиваем не только наставничество, но и менторинг. Это в большей степени касается руководителей и потенциальных кандидатов в кадровый резерв. Высшее руководство выступает для них как проводники в мир управления. Что касается наставников и их вознаграждения, у нас предусмотрена отдельная система оплаты труда для этой категории сотрудников. То есть, помимо всего перечисленного, они получают и материальную компенсацию за свою работу».

В интернете появляется отзыв некоего сотрудника / бывшего сотрудника, что это все вранье чистой воды, никакой оплаты наставникам нет, а половина менторов ничего не делает, на них жалуются новички.

Как будете реагировать? Пишите нам по форме обратной связи под статьей. Лучшие ответы опубликуем в отдельном спецвыпуске и укажем авторов.