Как примириться с токсичным коллегой?

Как примириться с токсичным коллегой?

Photo by Laura Seaman on Unsplash

Все мы по-разному считываем эмоции окружающих. Возможно, вы считаете коллегу непробиваемым и вредным, а он даже не в курсе, что чем-то вам не угодил. Давайте покопаемся, по каким причинам вас может раздражать тот, с кем вы работаете бок о бок. Получится ли быть продуктивным, когда рядом человек-токсик?

Спокойствие, только спокойствие

Как бы ни хотелось избавиться от токсичного коллеги, нужно оставаться профессионалом — на кону ваши личные переживания, честное имя в коллективе, а иногда и средства к существованию.

Первый момент: работая с токсичным коллегой, особенно с тем, кому вы не доверяете, относитесь к нему спокойно и хладнокровно. Развивайте стойкость и не поддавайтесь чувству обиды.

Второй момент: попробуйте перепрограммировать себя. Вы могли невзлюбить коллегу, потому что он произвёл на вас негативное впечатление при знакомстве. Попробуйте изменить восприятие у себя в уме — начните с чистого листа, дайте человеку ещё один шанс.

Момент третий: если вы считаете коллегу надоедливыми и неприятным человеком, возможно, это что-то говорит и о вас. Ещё Карл Юнг пришёл к выводу, что люди сильно нас раздражают, потому что воплощают что-то из нашей «тёмной стороны» — собственные проблемы, которые мы не принимаем в себе.

Представьте себе близкого друга или члена семьи. Мысленно перечислите все его черты характера. Например, ваша лучшая подруга может быть верной и щедрой, но жутко упрямой. Почему последнее вас не беспокоит? Ответ прост: мы не обращаем внимания на недостатки ради отношений. Попробуйте принять коллегу так же, как себя и близких. Что ещё сделать? Поговорить открыто. Подумайте, что может сближать вас с этим человеком.

Результата нет и коллега всё равно мешает вам работать, постоянно досаждает и сбивает с толку? Тогда продолжаем.

Запоминайте всё

Идеальным решением было бы полностью исключить взаимодействие, но иногда вас могут «заставить» работать с коллегой, которого вы считаете токсичным.

Следите за своими разговорами и цепочками электронных писем, перепиской в чатах и личных сообщениях. Отмечайте любое неприемлемое поведение, старайтесь избегать разговоров один на один (пусть рядом будут другие люди, которые могут подтвердить ваши опасения). Это может пригодиться, если вам придётся открыто отстаивать свои права перед начальством.

Тут вы подумаете, что всё скатывается к харассменту. Так и есть: поведение коллеги в один «прекрасный» момент может стать настоящим эмоциональным насилием. Подробнее мы писали об этом в другой статье.

Ограничьте контакты

Добиться минимума воздействия на вас со стороны токсичного коллеги можно и снижением градуса общения. Если трудитесь из дома и переписываетесь с коллегами через Slack, Microsoft Teams и прочие сервисы, не используйте восклицательные знаки, смайлики или гифки, чтобы не создавать впечатление, что вы дружелюбный и всё стерпите.

Иногда лучший ответ на подкол — отсутствие реакции (особенно если кто-то пытается ответить эмоционально).

Разрывайте взаимодействие при помощи спланированных отговорок: прерывайте разговор, сообщая, что у вас назначена встреча, всякий раз, когда чувствуете от коллеги токсичный настрой (будь то сплетни или что-то ещё).

www.giphy.com

Покажите хороший пример

Повлиять на поведение другого человека сложно, но не опускайтесь до уровня, который создаёт проблемы вам. Будьте образцом для подражания, установите «стандарт», позволяющий вам и вашим напарникам вести диалог эффективно.

Правила можно проговорить вслух или даже распечатать и положить памятку каждому на стол, чтобы все члены коллектива применяли их машинально.

Подключите начальство

Если вы чувствуете, что больше не можете справляться с ситуацией самостоятельно, поговорите с HR или руководством.

Предложите провести собрание команды, чтобы пересмотреть модели поведения и роли в коллективе — но чтобы никого не выделяли и не отчитывали. В конечном счёте руководство должно действовать на благо компании и всех сотрудников.

Ещё пара советов для «выживания»

Когда мы не можем исправить коллег даже после разговоров, памяток по правильному поведению и обращений к начальству, остаётся два варианта: оставить ситуацию в покое или научиться с ней справляться.

Некоторые продуктивные способы сделать это — практиковать осознанность. Например, техники дыхания. Научиться принимать свои мысли и чувства, но не привязывать к ним суждения, максимально сосредоточиться на своей работе и на том, что вы точно можете контролировать.

И бонусом: а что, если токсик — это просто критик?

При общении с критиком соблюдайте следующие принципы:

  1. Когда кто-то критикует вас в первый раз, выберите, игнорировать замечание или действовать в соответствии с ним. Если решите ответить, скажите: «Спасибо за ваше мнение». Это может положить конец разговору.
  2. Всякий раз, когда кто-то критикует вас, рассматривайте в критике возможность для роста. Решите, что вы можете сделать для самосовершенствования. Если вам нужно дополнительное обучение для решения проблемы, сообщите об этом критикующему.
  3. Если критика продолжается и не имеет под собой какой-либо почвы, вы можете продолжать игнорировать замечания, благодарить человека или начать противостоять.
  4. Прежде чем вступать в обсуждение, продумайте вероятный разговор. Убедитесь, что человек понимает, почему критика создаёт для вас проблему. Согласуйте решение.

Не позволяйте негативно настроенным коллегам портить рабочие будни — они не будут скидываться вам на психолога.

Приходилось ли вам сталкиваться с чем-то подобным на работе? Расскажите в комментариях, как решался вопрос в вашем коллективе.

👍
0
🔥
0
😐
0
💩
0
👎
0