Как собрать креативную команду: структурный подход без хаоса
«Cоберем креативщиков, дадим задачу, пусть творят» — классическое начало порушенных бизнес-процессов и сорванных сроков. Как сделать творческую работу системной, прозрачной и управляемой — рассказываем на примере Fedotov Studio, креативной команды с 9-летним опытом на рынке.
Все начинается с ценностей, а не с идей
Самый прочный фундамент — общая система ценностей. Так что для начала стоит сформулировать миссию, чтобы люди понимали: что мы культивируем и зачем работаем.
Обучить креативу можно, для этого есть методики, техники и подходы. А вот встроить человека, который не разделяет базовые ценности, почти невозможно, он просто не приживется.
Проведите несколько ценностных сессий, определите, проговорите и зафиксируйте базовые принципы. Затем введите дополнительный фильтр при подборе новых людей — ищите не только по портфолио и компетенциям, но и по совпадению ценностей. Конечно, на собеседовании кандидат может говорить одно, а на практике показать себя совсем по-другому. Для этого есть лакмусовая бумажка — испытательный срок. Если за пару месяцев новичок не встроился в команду по системе ценностей, расставание только сэкономит всем ресурсы.
Совет: избегайте «суперзвезд», гениев-индивидуалистов. Яркие одиночки, сияющие на собеседовании, могут сломать общую динамику и подавлять других.
У нас до сих пор гуляют байки про ребят, которые как фрилансеры — большие молодцы, но были не приспособлены к работе в команде. Так мы чуть не потеряли сотрудников целого отдела, пытаясь сохранить одну звезду. Расстались — задышали легче.
Критически важные качества командного игрока:
- Умеет не только генерировать идеи, но и развивать чужие
- Способен спорить конструктивно, без конфликтов и манипуляций
- Готов работать под координацией модератора, направляет энергию в сторону общего вектора
Как создать условия для креатива
Среда для эффективного творчества не рождается сама собой. Задача управленца — обеспечить «питательный бульон» и системно его поддерживать. Павел Федотов выделяет 4 обязательных условия
Качественно подготовить людей. До сессии важно погрузить каждого из команды в контекст — передать значимую информацию, отчеты и аналитику, показать референсы, ознакомить с целями и требованиями к финальному продукту. Старая поговорка «Каков бриф, таков и креатив» по-прежнему рулит.
Не жалеть времени. Хороший креатив не рождается в суете дедлайнов. Нужен воздух, чтобы разогнаться. Например, в Fedotov Studio сессии длятся по 2-4 часа.
Практиковать корпоративные ритуалы. Людям нужно держать творческую энергию в тонусе, постоянно подогревать мышление.
У нас это брейнштормы, командные игры, чат «Всё хорошее» — там мы делимся победами, внутренняя мифология, корпоративные мемы. Это помогает поддерживать внутренний контекст.
Модерировать сессии. Хуже нет, чем бесконечный хаотичный штурм. Нужен модератор или фасилитатор — ведущий, который направляет, задает сценарий, управляет динамикой и фиксирует идеи. Используйте фасилитацию и визуализацию — например, стикеры, доски, маркеры.
Алгоритм креативной сессии
Федотов советует следовать принципу Хемингуэя: «Пиши пьяным, редактируй трезвым». Разумеется, не буквально: употреблять алкоголь на работе — однозначно плохая идея. Смысл в том, чтобы сначала дать команде полную свободу для штурма, а потом включить жесткую фильтрацию. Пошаговый план креативной сессии:
- Разогрев — отвлекаемся от рутины, включаем мозг в другое состояние. Здесь помогают фасилитационные разминки.
- Поток идей — без ограничений, все наброски фиксируем, пока никак не группируя.
- Систематизация — переносим на доску все идеи, группируем по смыслу. Затем выбираем критерии для систематизации и определяем лонг-лист тех, что больше всего подходят.
- Фильтрация — смотрим на идеи через призму бизнес-задач, формируем окончательный список, докручиваем механики. Один из участников сессии все фиксирует в заметках на компьютере. Полезная мысль — поставить запись голоса, чтобы ничего не пропустить.
Дальше начинается кропотливый этап доработки и правок. Вся команда разбирает финальные варианты и шлифует под задачу.
Как измерить эффективность креатива
Как оценивать идеи? Неприятный вопрос для креаторов, которые не дружат с метриками и бизнес-мышлением. На самом деле, творчество вполне измеримо — это не про искусство, а про результат. Его всегда можно наглядно отследить в цифрах.
Есть два уровня метрик:
- процессные — вовлеченность команды, количество идей, дошедших до реализации, скорость реакции
- бизнес-метрики — охваты, вовлеченность, рост продаж, целевых действий или лидов, упоминания в СМИ
Три совета для старта
Если в вашей компании креатив «тонет» в бюрократии или вовсе не практикуется, а хотелось бы, то начните с трех базовых шагов.
Во-первых, определитесь с целью — зачем вам нужен креатив и какую бизнес-задачу он решает. Донесите эту значимость до всех.
Во-вторых, заложите время. С запасом, потому что креатив в спешке — либо профанация, либо имитация. Внесите сессии в календарь как «неприкосновенные» события.
В-третьих, привлекайте фасилитаторов. Если нет внутренних — приглашайте сторонних. Это сэкономит месяцы пустых совещаний. Крупные компании — такие как «Яндекс», «2ГИС», «Сбербанк» — давно поняли выгоду от этих специалистов и внедрили у себя фасилитационные практики.Собрать группу креативных людей легко. Создать креативную команду и сделать ее продуктивной — очень сложно. Но именно она становится прочной конкурентной защитой бизнеса в нестабильные времена. Развитие таких команд — одна из ключевых тем в современном HR. Если вы прогрессивный руководитель и хотите лучше разобраться в теме командообразования, стоит хотя бы иногда выбираться на профильные HR-конференции.
Из ближайших реально полезных и масштабных мероприятий — Зарплата CONF, амбассадором которой я являюсь. Там крутые спикеры со всей страны будут делиться опытом и рассказывать, как собрать команду, которая точно не подведет в самый ответственный момент.
Во время кризиса побеждает тот, что быстрее других находит новые связки и решения. Так что креатив — это не только про рекламу и видосики, но и про четкие бизнес-решения. Согласны?