Как я стала писателем: честная история о жизни, творчестве и доходах

Яна Гецеу

Интервью

Как я стала писателем: честная история о жизни, творчестве и доходах

Zarplata

Продолжаем серию удивительных историй о поисках себя в профессии. Познакомьтесь с Яной Гецеу — писателем-эмигрантом из России, преподавателем писательского мастерства. Не будем импровизировать на тему «что хотел сказать автор», пусть автор выскажется сам.

В какой момент вы определились с профессией?

— А я всегда была писателем, даже когда писать не умела. Сначала, по правилам жанра, лучшие сочинения в школе. Потом был библиотечный техникум, учёба в институте по продюсированию и постановке шоу-программ. Всё это время я писала.

Первый роман создала в 15, и вот уже почти 26 лет я писатель. У меня девять книг, а также десятки произведений, которые я отредактировала и помогла выпустить своим ученикам.

А опыт работы в других сферах у вас был?

— Сначала я работала педагогом дополнительного образования в театральном кружке, все сценарии придумывала сама. Потом стала писать для газет и журналов: выдуманные интервью, заметки какие-то… Никто, конечно, не знал, что интервью ненастоящие, я была очень убедительна :-)

На работу в редакцию меня взяли за талант, умений-то не было! В первый день сказали: «Вот тебе задание, поезжай в клинику и пиши рекламный текст про них». Боже мой! Я так всё запорола, что редактор за голову хваталась — кого взяла, зачем?! Приходилось учиться на рабочем месте! Была корреспондентом по культуре, детским материалам, но писала обо всём подряд.

Я успела поработать с разными изданиями, освоила практически все жанры в журналистике. Через некоторое время даже получила предложение стать шеф-редактором глянца.

Путь писателя шёл параллельно с карьерой журналиста?

— В редакциях не знали, что я писатель, а во Вконтакте я вела аккаунт под псевдонимом — там у меня были тысячи читателей и даже смело скажу — фанатов.

Сначала я завела сайт, выложила там всё бесплатно. Не хотелось официальных отношений, давления. Позже попробовала отправить роман «Я, Дикая Дика» в одно из крупнейших российских издательств. Ответ был такой: «Отлично, напишите так же, только без мата, и мы опубликуем!»

Конечно, ага, подумала я. Не моя мечта, не мои цели! Согласитесь, роман о панках-подростках без мата и откровенных деталей не может быть убедительным. Я написала его настоящим языком, каким на улицах и говорили. Без мата это была бы совсем другая книга!

Но ведь сейчас ваши книги можно купить без проблем, даже на маркетплейсах…

— Я написала вторую книгу в жанре контркультуры «Курс практической психопатии», она получилась ещё более жуткой и грязной. Честно, сама не могла читать её. Некоторые сцены писала буквально с закрытыми глазами, торопливо. Но таким уж пришёл ко мне мой главный герой 17-летний Ветер — красавчик и полная сволочь.

Книгу приняли горячо, приятно было видеть, как её растаскивают «пираты». В то время, лет 15 назад, это было знаком качества. Значило, что книга хороша.

А поклонники всё так же просили «бумагу». Наступила прекрасная эра современного самиздата, когда выпускать книги стало до изумления просто. Я начала печатать тиражи, продавать книги через соцсети. Первые деньги за это получила года четыре назад.

Насколько далёк реальный образ писателя от романтизированного из фильмов и книг?

— Если уже публикуешься, издатель и читатели постоянно ждут от тебя новую вещь. И вот я думаю: так, нужен, например, новый триллер. О чём, кто кого убил, зачем, и куда потом всё это делось? Когда нужен этот триллер? Допустим, через три месяца. Ага, герои, сюжет и 320 тысяч знаков — средняя книга на полке магазина.

Смотрю по сторонам. Идёт бабуля в чёрном платке, шепчет что-то. За руку ведёт девочку, у девочки рассеянный вид. Бинго! Достаю блокнот и пишу: «Жила в городе бабка, у неё была внучка, внучка пропала, бабуля рехнулась и стала уводить чужих девочек…» И так далее. Начинается работа. Хочу, не хочу, есть вдохновение или нет… Представьте себе эти самые 320 тысяч знаков. Каждый на вдохновении? Невозможно.

Вдохновение — это навык, есть специальные методы его прокачивать и включать, когда надо. Сейчас я учу этому всех желающих.

Писательское мастерство приносит хорошие деньги?

— Деньги и книги сходятся там, где есть личный бренд и маркетинг.

У писателей  два пути: самиздат и контракт с издательством. Слово «самиздат» до сих пор вызывает у многих «фу», а зря. От авторитетных людей слышала про писательницу, которая заработала на эротических романах миллион. Неплохо, да? Своими руками, без раскрутки, под псевдонимом.

Жить на деньги с книг — реально. Есть множество сервисов с платной подпиской, куда авторы заливают тексты. Чем больше подписчиков, тем лучше гонорар. Можно зарабатывать около 40 тысяч рублей в месяц.

В самиздате всё зависит от тебя. Важно грамотно выбрать жанр, писать быстро, много и интересно. Главное, чтобы и люди были готовы это покупать. Гонорар на портале ЛитРес, например, составляет от 10 до 140 рублей за книгу. Автору идёт процент, но довольно высокий, если сравнивать с большими издательствами. Когда я печатала свои тиражи, с 50 книг доход был около пяти тысяч рублей. При этом сначала требовалось оплатить тираж, собрать желающих эти книги купить…

В работе с издательством свои заморочки и подводные камни. Не надо вкладываться в обложку и тираж, но и издатель не вкладывается в рекламу. Тебя издали, а дальше рули сам. Не будешь с книгой возиться, о ней не узнают. А не разойдётся первый тираж в тысячу экземпляров, то и контракт с тобой не продлят. Гонорар же с одной проданной в магазине книги — 10 рублей. Иногда 15. При хороших продажах можно за год получить 40 тысяч рублей. За год (!).

Читателям кажется, ого, 500 рублей за книгу, неплохо живут! Но это готовая цена, в которую входит и работа издательства, и типография, и доставка в магазин, и зарплата продавца. Вариант с самиздатом сразу кажется интереснее.

Поделитесь лайфхаками для авторов по увеличению дохода?

— Можно писать сериями, чтобы каждая книга продавала и вторую, и третью. Красивая и яркая обложка, отзывы. И, конечно, терпение. Чтобы прийти к хорошему доходу, надо написать много, набрать аудиторию, это пара-тройка лет. Что ещё хорошо работает, так это победа на конкурсах.

Я провела эксперимент «книга самой себе». Написала триллер «Щенки в добрые руки», как если бы ко мне пришёл заказчик и сказал: хочу триллер. Получила номинацию «Неоднозначный финал» в крупнейшем конкурсе «Электронная буква» от Литрес. А они своих победителей рекламируют. За два месяца я получила десять тысяч рублей. Не ахти что, но это же чистый доход, без вложений в рекламу и продвижение.

Где вас можно почитать?

— Большинство моих книг есть в магазине Ридеро, там можно заказать бумажные версии, купить электронные. Я есть на Литрес, подписывайтесь, вам будут приходить уведомления о новинках, а у меня повысится рейтинг на этом ресурсе ;-)

Расскажите о преподавательской деятельности. Кого и чему именно вы обучаете?

— Преподаю всем желающим стать писателями, как профессиональными, так и «для себя». Я учу находить идею, которая будет согревать и заставлять вместо шашлыков на майские стучать по клавишам :-) Показываю, как сделать из обрывочных фантазий историю, которую полюбите вы и ваши будущие читатели.

Учу всему — как не «слиться», как подогревать в себе вдохновение, как писать хорошо и качественно даже без вдохновения. Полный цикл: от поиска идеи до первого бумажного тиража.

Что посоветуете людям, которые мечтают стать профессиональным писателем?

— Писатель может жить в каждом! Яркий талант упрощает задачу, а если его нет, просто понадобится больше практики и обучения. Мне встречались примеры, когда первые рассказы человека были откровенно посредственными, но у автора чувствовалась некая жилка, желание выразить себя, рассказать историю. Этого хватает на старте!

Можно курс пройти. Важно смотреть внимательно, как преподают, какой человек — жёсткий или понимающий. В этом деле важно себя не сломать, не спугнуть хрупкое желание творить. Поэтому рука преподавателя должна быть мягкой, но уверенной.

А можно просто очень много читать и писать, писать и читать. Практика сослужит вам добрую службу. Нельзя гнобить себя, нельзя позволять кому-то гнобить вас. Нужно дать себе время научиться. Пишите часто. Доводите любой текст до конца. Писатель — это не столько талант, сколько усидчивость и много-много работы.

Спасибо Яне за подробную и честную историю! Команда Зарплаты.ру получила +100 к вдохновению и мотивации. Пожалуй, попробуем написать какой-нибудь рассказ… А ещё продолжим делиться с вами историями людей самых разных профессий. Хотите предложить свою — пишите в комментариях!

__

А у вас была мечта выпустить свою книгу? Или уже есть чем похвастаться? Рассказывайте!