Смена специализации внутри компании: да или нет?

Будущую профессию принято выбирать лет в 17. Если вы отучились в вузе или техникуме, пошли работать и поняли, что не ошиблись с выбором работы, вам повезло. Если заскучали или разочаровались в своей сфере, значит пора что-то менять.

Почему смена деятельности внутри компании — это удобно?

  1. Вы знаете бизнес-процессы. Остаётесь в компании и экономите время. Ведь в основных рабочих процессах разбираться уже не надо.
  2. Вы знаете людей. Разбираетесь, кто и насколько компетентен, кто поможет решить специфические задачи.
  3. Вас тоже знают. Руководство и коллеги помнят, как вы справлялись с другой работой, поэтому быстрее вовлекают вас в новые активности.
— Если в компании есть интересные и подходящие для вас должности, то растите внутри организации. Тут у вас уже есть имя, репутация — социальный капитал. Это значительно облегчает рост: не нужно тратить время, чтобы зарекомендовать себя с нуля, — уверена руководитель группы по подбору персонала ICL Services Людмила Чернова.
  1. Вы можете решить какие-то вопросы за счёт личных связей. Например, хотите сменить сферу деятельности, но не хватает знаний. Поговорите с руководителем интересующего направления: возможно, он согласится обучать вас или выделит сотрудника.
  2. Вы можете откатить всё назад. Если новая должность вам не понравилась, вернуться на старую будет проще, если вы остались в рамках компании, особенно если на прошлой должности хорошо себя зарекомендовали.
— Я работала редактором в крупном интернет-агентстве и присматривалась к должности SEO-специалиста. Хотела попробовать свои силы, но понимала, что знаний мне не хватает. Тогда я обратилась к руководителю SEO-подразделения, меня прикрепили к специалисту из штата, который занялся моим обучением. Уже через месяц я самостоятельно вела проект. Если бы откликнулась на вакансию в другой компании, меня бы не взяли на работу: опыта не было, а обучать «сырого» сотрудника работодателю интереса нет. Какое-то время я совмещала новую должность со старой, но вскоре поняла, что SEO не моё, и вернулась полностью на позицию редактора. Опять же: если бы я уволилась и перешла на работу на новую позицию в другую компанию, то вернуться к прежней должности так легко бы не смогла, — делится своим примером Анастасия.

Пошаговая инструкция смены должности

  1. Зарекомендуйте себя. Сотруднику, за которым нужно всё переделывать, который опаздывает и в целом не хватает с неба звёзд, едва ли дадут развиваться в компании.
  2. Изучите возможности компании. Узнайте, в каких отделах дефицит сотрудников, где открыты или скоро откроются вакансии, желает ли руководство усилить команду.
  3. Определите, какие soft skills нужны. Подумайте, какими качествами вы должны обладать, чтобы желаемая работа «пришлась вам в пору».
  4. Обучайтесь. На одних soft skills далеко не уедешь, нужны хотя бы базовые знания по специальности. Пройдите подходящие курсы или попросите специалистов компании обучить вас незнакомым вещам.
  5. Заявите о желании двигаться. Никто не узнает, что вы хотите перейти на другую должность, если будете молчать. Поговорите с отделом кадров или с руководством. Возможно, вам предложат стажировку, назначат помощником, чтобы погрузить в задачи.
  6. Транслируйте пользу. Что вы можете предложить на новой должности, как хотите развиваться в выбранном направлении? Озвучьте это руководителю, даже если на данный момент желаемой вакансии нет.
  7. Будьте на подхвате. Если кто-то уходит в отпуск, заболел или не успевает закрывать задачи, предложите помощь. Вашу проактивность оценят, а вы получите опыт и связи.
— Я занималась тренингами, курсами для сотрудников компании, сидела в одном кабинете с кадровиками. Когда эйчар неожиданно уволилась, я взяла часть её задач на себя. За время общения я уже немного погрузилась в тему. Какое-то время закрывала оперативку, а когда на работу взяли эйчара, меня поставили руководителем подразделения. У меня был и опыт руководителя, и понимание задач специалиста по кадрам, так что я оказалась идеальным кандидатом, — рассказывает свою историю Анна.

8. Приготовьтесь к потере статуса. Вы можете добиться успеха на своём месте, но начать с нуля в новом статусе. Вам придётся «прислушиваться к старшим».

Когда не нужно менять должность?

Людмила Чернова добавляет, что рост внутри компании не подойдёт вам, если вы объективно не видите в организации интересных перспектив для себя.

— Например, вы хотите заниматься машинным зрением, а в компании такого нет и не будет, потому что она специализируется на мобильной разработке. Остаётся только уходить. Но даже при таком исходе предварительно обсудите с руководством имеющиеся в компании возможности, вдруг для вас всё-таки найдётся альтернатива, — советует эксперт.

Отказаться от смены должности нужно, если ваш опыт и личные качества не соответствуют требованиям. Примером делится Светлана Кугай, финансовый директор ИП Кугай С.М.:

— У моего клиента был ассистент: шустрая, коммуникабельная девушка, задания выполняла быстро и качественно. Клиент решил поставить её руководителем на новый проект. Он был уверен в хороших результатах работы девушки, так как она очень ответственная и переживает за компанию. Но через месяц проект провалился, а работница написала заявление об увольнении. Успех сотрудника на одной должности вовсе не гарантирует успех на другой. У девушки не было опыта управления: раньше она получала задания, а теперь ей нужно было самой ставить задачи. Никто девушку этому не учил. К сожалению, это довольно частая ошибка при перемещении сотрудника внутри небольших предприятий. Девушка тяжело переживала неудачу и не захотела оставаться в коллективе. В результате компания не получила руководителя и потеряла хорошего ассистента.

__

Делитесь опытом: меняли специализацию в рамках компании?